Общество

Халық Қаһарманы Рахимжан Кошкарбаев

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. благодарные потомки вспоминают о немеркнущем подвиге наших прославленных народных героев. Легендарный воин-акмолинец Рахимжан Кошкарбаев – гордость страны и родного края. 30 апреля 1945 года офицер Р. Кошкарбаев вместе с рядовым Г. Булатовым первым водрузил знамя Победы над Рейхстагом. Свершился величайший исторический факт – символ Победы взметнулся ввысь.

За беспримерный подвиг в сложнейшем сражении за Рейхстаг Рахимжану Кошкарбаеву 7 мая 1999 года присвоили звание Халық Қаһарманы (посмертно). По инициативе Президента Касым-Жомарта Токаева одной из степеней почетного ордена «Айбын» присвоено имя Рахимжана Кошкарбаева. Сегодня памятники установлены в Астане, в ауле Р. Кошкарбаева, его имя носит средняя школа №1 города Косшы. В минувшем году при содействии председателя городского Совета ветеранов Сансызбая Есилова столичной средней школе №44 присвоили имя Рахимжана Кошкарбаева. По предложению Совета ветеранов для увековечивания памяти героя проспект назван в честь прославленного батыра.

Имена героев навечно золотыми буквами вписаны в историю страны, их подвиг бессмертен. В 2024 году повсеместно отмечалось 100-летие героя. В юбилейный год казахстанцы прославляли акмолинца, проводились тематические мероприятия в честь героя, чей ратный подвиг навечно занесен в историю Победы в Великой Отечественной войне. Подвиг Рахимжана Кошкарбаева, который в числе первых водрузил боевое знамя на здании Рейхстага, сегодня признан и неоспорим. Доказательство тому – исторические документы, свидетельства очевидцев, военные мемуары самого фронтовика, в том числе книга «Флаг над Рейхстагом».

Родился он в ауле Тайтобе Акмолинской области. Рано осиротел: мама ушла из жизни, когда ему было всего четыре года, в 13 лет репрессировали и отца. Его определяют в Тайтобинский детский дом. Жизненные перипетии повлияли на раннее взросление и формирование его характера, самостоятельность и решительность. После Тайтобинской семилетки вместе с одноклассниками он обучался в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и получил специальность. Рахимжан хорошо говорил как на казахском, так и русском языках. Уже тогда он дополнительно занимался с ребятами, слабо владеющими русским. Это был первый небольшой учительский опыт, который в скором времени пригодился. Он вернулся в Акмолинск со свидетельством об окончании школы. В то время грамотных людей было не так уж много. Р. Кошкарбаева направляют школьным учителем в колхоз Косшы.

22 июня 1941 года – грозная дата начала Великой Отечественной войны для всего советского народа. 1418 дней и ночей длилась одна из самых кровопролитных войн в истории человечества, перемоловшая судьбы целого поколения. Миллионы погибших, пострадавших, искалеченных. Сколько горя и слез принесли «похоронки»! Долгие четыре года разрухи, пожарищ, лишений, гибели близких. Большое всенародное горе пережили люди того военного лихолетья. Виктор Астафьев писал: «Я всегда думал, что война – это бой, стрельба, рукопашная там, где-то далеко-далеко. А она вон как – везде и всюду, по всей земле, всех в борьбу, как в водоворот, ко всякому своим обликом».

С первых дней войны 16-летний паренек просился на фронт, но не подошел по возрасту. А уже в августе 1942 года был направлен в стрелковый полк в Кокшетау. До лета 1943 года проходил военную подготовку. С учетом достаточной подготовленности Кошкарбаев был направлен в Тамбовское общевойсковое пехотное училище, эвакуированное во Фрунзе. Лучшие командиры военного времени готовили солдат для фронта. Дисциплинированный курсант стал кандидатом в члены партии. И тут для него приятная неожиданность – встреча с отцом, разыскавшим его во Фрунзе. Клеймо сына «врага народа» отразилось позже на его судьбе.

Осенью 1944 года младшего лейтенанта Кошкарбаева, отличника военной подготовки, направляют на передовую. С тяжелыми боями наши части встречали 1945-й под Варшавой. Каждый шаг приближал фронтовиков к победе, и это прибавляло сил и оптимизма. 14 января 1-й Белорусский фронт, в состав которого входила 150-я стрелковая Идрицкая дивизия, подключилась к Висло-Одерской операции. Командир взвода Кошкарбаев героически сражался под Варшавой. Определяя сверхзадачу, давал точные команды, продумывая тактику боя. Из-за малого числа бойцов и патронов силы были на исходе, но вовремя подоспели наши. Город, объятый пламенем, напоминал сущий ад: черные дома, чудовищные воронки и груды людских трупов.

Своевременные твердые решения командира в ожесточенных боях давали результат. Дело доходило и до рукопашных боев. «В этих сражениях по разгрому прорыва только наш батальон взял в плен более 400 вражеских солдат и офицеров, захвачены три танка, восемь пушек и около 20 автомашин» – таковы достоверные факты из первых уст. Продвижение советских частей было продолжено. Взвод Кошкарбаева обеспечил переправу основных сил полка. В решительном бою в конце апреля взвод в числе первых форсировал реку Шпрее, находясь на передовых позициях советских войск на берлинском направлении. Отличившиеся бойцы оперативно были представлены к награде. Можно привыкнуть к тяжелым условиям войны, но к смерти товарищей привыкнуть нельзя, делился герой. Дивизионная газета «Воин Родины» отметила бойцов, в том числе и Кошкарбаева, во взводе которого служили русские, украинцы, азербайджанцы, казахи. Как признаются фронтовики, война – это тяжкий, изнурительный, каждодневный труд. Солдаты терпели всякие лишения, но боевой дух и уверенность в победе помогали двигаться вперед.

Весной 150-я Идрицкая стрелковая дивизия в составе армии завершила наступление в Восточно-Померанском направлении. В числе группы офицеров Р. Кошкарбаев был награжден орденом Отечественной войны I степени. Весной 1945-го стал коммунистом в 21 год, поклявшись выполнять любое задание. Ожесточенные бои шли как на подступах к Берлину, так и в самом городе. В самые последние дни войны гибли солдаты, завязывались рукопашные схватки. Штурмом приходилось брать каждый дом, каждый этаж, в том числе и так называемый дом Гиммлера. Газета «Правда» писала: «Отборные фашистские батальоны продолжали отстреливаться всеми видами оружия. Все же лейтенанту Кошкарбаеву со своим взводом удалось ворваться в ближайшую разбитую дверь». Когда дом перешел в руки советских солдат, наступало утро 30 апреля. И вот драматичный, памятный исторический день. «Прошу включить меня в группу для водружения штурмового флага» – таким был ответ Кошкарбаева по особо важному заданию командования. От дома Гиммлера до Рейхстага было 300 метров. Расстояние Р. Кошкарбаев и Г. Булатов под непрекращающимся свинцовым огнем преодолевали ползком. Поднимешься в рост – шальная пуля могла приговорить. На случай гибели на кончике флага химическим карандашом вывели: «674-й СП, Булатов, Кошкарбаев». Рейхстаг заволокло дымом, была плохая видимость. Под свист пуль бойцы делают отчаянный рывок. И вот они у стены Рейхстага: «Гриша, вставай мне на плечи, вон под тем окном небольшой выступ, прикрепи флаг туда… Я откинулся и поднял голову. Вверху словно огонек сверкнул и заполыхал красный флажок… Часы показывали 18 часов 30 минут. 360 метров отняли у нас 7 часов жизни…» Герои отрапортовали: «Штурмовой флаг в Рейхстаг доставили лейтенант Кошкарбаев и красноармеец Булатов».

Отцы обоих героев в свое время попали под репрессивный маховик 1930-х годов. И это не могло не отразиться на судьбах однополчан, что и случилось при представлении за подвиг к высокому званию Героя Советского Союза. Да, боевые ордена были вручены, но горечь «такого поражения», казалось бы, от своих сложно было пережить. Сильный Кошкарбаев выстоял, не драматизируя публично нелицеприятную ситуацию, а Булатов, как свидетельствуют источники, не смог смириться с такой вопиющей несправедливостью. «Бои под Берлином… За Берлин… Для меня те дни слились в один миг. Миг длиною в 367 и семь часов жизни. Я счастлив, что жизнь мне подарила такое. Я счастлив, что согретое моим теплом красное полотнище вспыхнуло в Рейхстаге» – вот так честно высказался он об историческом мгновении жизни, подарившем ему мировую славу и высокое звание Героя Победы. В год 100-летия Халық Қаhарманы в Астане состоялись церемония возложения цветов к памятнику, научно-практические конференции и круглые столы. Имя его увековечено, установлены памятники, в юбилейном году издана книга «Рахимжан Кошкарбаев. Флаг над Рейхстагом». Символично, что 100-летний юбилей героя-фронтовика отмечался в канун 80-летия Победы. По словам председателя Совета ветеранов Астаны С.С. Есилова, в свое время, будучи на приеме акима города И. Тасмагамбетова, он предложил присвоить имя героя одной из улиц. И вот один из центральных проспектов носит имя Рахимжана Кошкарбаева. Следующая инициатива благодарных земляков – установление памятника. В 2015 году в честь 70-летия Великой Победы был воздвигнут памятник на пересечении проспектов Б. Момышулы и Р. Кошкарбаева.

«Незаурядность Рахимжана выражалась в его честности, бесхитростности, доверчивости, порядочности», – вспоминает ветеран войны, близкий друг героя Жанша Жанасулы.

Многим казахстанцам посчастливилось встретиться с нашим земляком. Профессору Евразийского национального университета Амиржану Альпеисову довелось участвовать в намятной встрече с героем в студенческие годы. Болат Асанов, автор издания «Знамя Победы. Запоздалая правда», провел большую исследовательскую работу по восстановлению исторической справедливости. Член Ассамблеи народа Казахстана Магомед Сукалов, земляк Р. Кошкарбаева, встречался с героем во время его приезда на малую родину. По его словам, они родом из аула Нура, затем их семьи переехали в аул Сарыадыр, где М. Сукалов живет до сих пор. Воспитывался Магомед в семье казахов, поскольку рано осиротел. Познакомился с героем, будучи еще подростком, в родном ауле. Ребята, узнав о приезде земляка-фронтовика, побежали «салем беруге» в знак особого уважения и почтения. Они, сельские ребята, гордились и восхищались солдатом из родного края, мечтали быть похожими на своего кумира. По соседству жил Ахмет Сулейменов – фронтовик, лишившийся на войне руки, двоюродный брат Р. Кошкарбаева.

Дядю Магомеда в 1980 году направили на операцию на сердце в Казахский институт экспериментальной хирургии. А. Сулейменов посоветовал обратиться к его брату, если будут проблемы. 20 мая земляки позвонили Р. Кошкарбаеву, сказав, что в столице знакомых нет, им нужна гостиница.

Он тепло поговорил с дорогими аулчанами, поинтересовался их делами. При его содействии Магомед поселился в ближайшую к медучреждению гостиницу на 18 дней. Каково же было его изумление, когда при расчете за проживание администратор ответила, что все уже оплачено. Благодарный Магомед отмечает скромность земляков-фронтовиков, любовь к родному аулу и уважение к односельчанам. «Среднего роста, энергичный, человечный, словом, настоящий джигит, – поделился М. Сукалов. – До 1961 года все малые аулы относились к Романовскому сельскому совету. Много лет я избирался депутатом сельсовета. Тогда и попросил присвоить имя героя аулу Нура, на что в руководстве Целиноградского района ответили, что селу в 40 домов давать имя героя неподходяще. Всему свое время». Теперь село Романовка Целиноградского района, что в 40 километрах от Астаны, носит имя Рахимжана Кошкарбаева, памятник легендарному воину-акмолинцу украшает центр поселка.

Народный герой был награжден орденами Боевого Красного Знамени, Великой Отечественной войны I и II степеней, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы». 20 лет был директором первой элитной гостиницы Казахстана «Алма-Ата».

Раиса АГИБАЕВА, руководитель медиагруппы Совета ветеранов Астаны

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button