В центре внимания — пациент
В Астане прошла международная конференция «Пациент в центре внимания», приуроченная ко Всемирному дню безопасности пациента. Мероприятие было направлено на вопросы качества медицинских услуг и аккредитации. О том, насколько казахстанские стандарты аккредитации соответствуют международным и какие права и обязанности есть у пациентов, мы поговорили с председателем правления ACQH Ботагоз КАУЫПБАЕВОЙ.
— О качестве и своевременности оказания медицинских услуг говорят все: кто-то считает, что система должна быть изменена в корне, другие утверждают, что необходимо поступательно преобразовывать и дополнять ее. Что вы думаете по этому поводу?
— Когда мы внедряем стандарты, то говорим, что доступная среда для пациентов должна быть в стенах медицинского учреждения, начиная со входа. Нужно обратить внимание на наличие пандусов, лифтов, предупреждающих и информационных табличек, и это уже будет началом безопасной территории для пациента. И это все должно быть в системе. Ведь если пациент входит в поликлинику, падая, спотыкаясь и не ориентируясь в коридорах, он уже входит к врачу с испорченным настроением, и виноват здесь не врач, а целая система, которая должна работать слаженно. Одним из инструментов оценки деятельности медицинской организации является аккредитация. Мы смотрим на простые, но нужные вещи, начиная со входа, то есть проводится внешняя комплексная оценка. Но когда мы говорим, что количество жалоб растет, то уверена, что это не показатель плохой работы руководства больницы, а повод задуматься об улучшении условий нахождения в клинике. Потому что если система не сработала, то по вине руководителя или менеджера. Мы нацелены на то, чтобы пациент вместе с нами, независимыми аккредитующими организациями, помогал выстраивать систему. У нас много стандартов по информированию и обучению пациентов, которые должны быть во всех медорганизациях, и мы ждем вклада пациента в это нужное и важное дело.
— Какова ответственность самого пациента в улучшении качества медицинских услуг и, как следствие, уменьшении количества претензий?
— Пациент, уверена, тоже должен соблюдать определенные стандарты. К примеру, скрининг — это шикарная программа, о которой должны знать все. Но что делает пациент? Он избегает врачей и медсестер, не желая бесплатно проходить обследование состояния своего здоровья. И медицинские сестры буквально умоляют его пройти скрининг. И когда возникает серьезная проблема, то возникает вопрос: кто виноват? Здесь идет речь о культуре пациента и общества в целом. Только объединяя усилия, можно говорить о качестве предоставляемых услуг. Смотреть на врача как на врага — это неправильный подход.
— Насколько казахстанская аккредитация соответствует мировым стандартам?
— Мы в течение 15 лет работали над созданием стандартов, которые были бы удобны и пациентам, и медицинскому персоналу. С гордостью отмечу, что на сегодняшний день наши стандарты, учебная программа и процессы ACQH входят в топ-40 аккредитующих организаций мира, имеющих международный авторитет. Отмечу, что наши соседи не могут похвастаться такими результатами. Казахстан сейчас аккредитует клиники России и Узбекистана. Наши коллеги понимают, что стандартизация процессов — это ключ к безопасности и снижению рисков.
— Только ли врачи и менеджеры здравоохранения принимают участие в создании стандартов? Могут ли пациенты внести свои предложения?
— Конечно. Новые стандарты обсуждаются обществом, занимаются ими аккредитующие организации совместно с пациентами, организациями и профильными специалистами. Мы работаем по международной практике, а это значит, что необходимо провести его через несколько этапов, чтобы стандарт увидел свет и был оценен. В качестве примера могу напомнить о внедрении идентификационных браслетов, об оценке предоставляемых услуг конкретным врачом и о многом другом.
— Все ли казахстанские клиники проходят аккредитацию? Это обязательное условие для клиник?
— Нет, получение аккредитации — процесс добровольный, это не карающая система, но мы понимаем, что нужно шаг за шагом внедрять ее в жизнь. Отмечу, что, для того чтобы получить ее, одного желания руководителя клиники недостаточно. Ведь стандарты будут учитывать все аспекты жизнедеятельности больницы — водоснабжение, инфраструктуру и прочие моменты, и не всегда здания наших клиник им соответствуют.
— Однако, несмотря на внедряемые нововведения, сегодня мы наблюдаем отток казахстанских пациентов. Люди хотят лечиться в других странах.
— Такова человеческая природа. Мы верим, что лучше там, где нас нет, и стремимся туда. Однако я хочу сказать, что Казахстан сегодня сделал большой рывок, мы стали жить лучше, наши врачи стали получать качественное образование и люди начали привыкать к тому, что в стране можно лечиться качественно и безопасно, а это значит, что мы приблизились к международным стандартам безопасности. Наши соотечественники, выбирая лучшее, забывают простую истину, что дома и стены лечат. И потом, нужно посмотреть статистику, которая показывает, что все больше и больше иностранных пациентов приезжают лечиться к нам. И, на мой взгляд, это самый лучший показатель качества предоставляемых медицинских услуг в стране.
Айгуль АЛЬЖАКСИНА