благоустройствоГорожане

Коммунальная сфера: как вернуть престиж профессии?

Современные города – это большой и сложный организм, каждый сбой в работе которого немедленно дает о себе знать многочисленными проблемами и сказывается на жизни людей. Поддерживать этот организм в рабочем состоянии, своевременно решать возникающие вопросы – это задача коммунальных служб, которой они занимаются 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году.

2025-й проходит под знаком Года рабочих профессий. Второй год реализуется акция «Таза Қазақстан». И в контексте обеспечения «социальной справедливости» и устойчивого развития хотелось бы поговорить о людях труда, а конкретнее о работниках коммунального хозяйства, к которому я по долгу службы имею непосредственное отношение, хорошо знаю все болевые точки нашей отрасли и потребности данной сферы и людей, занятых в ней.

Работники коммунальной сферы – это люди, на которых буквально держится повседневная жизнь городов. Они убирают улицы, обеспечивают бесперебойный вывоз мусора, подачу воды и тепла, устранение аварий на трубопроводах и многое другое. Большинство жителей мегаполисов даже не может представить, что станет с их городом, если коммунальные службы остановятся хотя бы на один день.

Однако, несмотря на важность этих профессий, они фактически не ассоциируются с престижем, высоким доходом или карьерным ростом.

Зарплаты коммунальщиков ниже, чем в среднем по стране. Коммунальные предприятия постоянно находятся в поиске работников. Кадровый голод и большая «текучка» обусловлены множеством факторов – от сезонности работы и ее физической сложности до низкой оплаты труда и отсутствия перспектив.

Существующее положение вещей не только негативно влияет на привлекательность данной сферы для квалифицированных и ответственных работников, молодых специалистов, но и создает угрозы для деградации инфраструктуры.

Ситуация обостряется тем, что урбанизация в нашей стране идет быстрыми темпами. Люди переезжают в города, темпы строительства жилья растут уже много лет подряд – все это означает увеличение нагрузки на коммунальную инфраструктуру и соответствующие службы. Потребность в коммунальных работниках не просто сохраняется – она неуклонно растет. Это, пожалуй, одна из немногих сфер, на занятость в которой развитие технологий и цифровизация почти не имеют влияния. Искусственный интеллект, конечно, может помочь с мониторингом и координацией работы. Но ИИ прорыв трубы не починит и мусор с улиц города не уберет. Все это делают люди.

Безусловно, Казахстан не единственная страна, которая сталкивается с такого рода проблемами. Но мировой опыт показывает, что изменить ситуацию можно, для этого необходимо пересмотреть отношение к данной сфере в первую очередь на государственном уровне (в том числе в плане финансирования), внедрить эффективные социально-экономические меры поддержки работников коммунального хозяйства, выстроить систему мотивации через материальные и нематериальные стимулы.

Например, в Китае коммунальные службы часто входят в систему государственных или муниципальных предприятий, что обеспечивает стабильные заработные платы и устойчивость рабочих мест. Есть государственные страховые программы, включая медицинскую, пенсионную, по безработице и от производственных травм. Работники данной сферы также могут получать субсидии на питание, жилье, транспорт. Кроме того, в Китае уже несколько десятилетий отмечается профессиональный праздник работников санитарных служб, включая дворников. Учреждение этого дня стало выражением признательности и уважения к труду людей, которые обеспечивают чистоту и порядок.

В Канаде работники коммунального хозяйства получают конкурентную заработную плату, имеют доступ к широкому набору льгот – от хороших медицинских страховок и премий до возможностей для обучения. Там действует строгая охрана труда и система возмещения при травмах. Также существуют федеральные и провинциальные субсидии для сохранения рабочих мест.

В Германии работники коммунального сектора имеют стабильную занятость, зарплаты регулируются тарифными соглашениями между профсоюзами и работодателями и регулярно повышаются, есть доплаты за работу в ночные смены, выходные и праздники. Им также обеспечивается хорошая медицинская страховка и достойная пенсия.

В Японии справедливые условия и оплата труда коммунальных работников определяются специальными государственными структурами на центральном и местном уровнях. Все работники этой сферы имеют доступ к системе медицинского страхования, которая покрывает широкий спектр медицинских услуг. Есть программы страхования, покрывающие случаи производственных травм и заболеваний.

Такие меры не «социальные подачки», а стратегическая инвестиция в устойчивость городской среды. Люди, которые работают в системе коммунального хозяйства, должны ощущать стабильность, защищенность и уважение. Коммунальщики – это ключевые работники, и, значит, их условия труда, доход, здоровье и перспективы должны быть на соответствующем уровне. Только тогда мы сможем рассчитывать на то, что эта сфера будет привлекательной для ответственных и трудолюбивых людей.

Государство должно предложить коммунальным работникам комплексную, справедливую и привлекательную систему поддержки, включающую в себя как экономические и социальные стимулы, так и меры по формированию в обществе уважения к их труду, воспитанию экологической культуры.

Первоочередной задачей, конечно же, является улучшение благосостояния работников сферы. На республиканском и местном уровнях должны быть официально установлены адекватные стандарты минимальной оплаты труда и разработана прозрачная система надбавок, учитывающая стаж работника, его квалификацию и сложность выполняемых работ. Также нужны обязательные выплаты за вредные и тяжелые условия труда, ночные смены и переработки, экстренные вызовы и работу в праздничные дни.

Часть коммунальной работы является сезонной. Этим отчасти обусловлена большая текучесть кадров, когда предприятия вынуждены в низкий сезон сокращать работников, а потом вновь набирать. Учитывая социальную значимость труда коммунальщиков, необходимо решать вопрос с обеспечением стабильности рабочих мест, например, государство могло бы субсидировать выплаты работникам за период простоя.

Одной из самых острых проблем является вопрос жилья. Работники коммунальной сферы должны иметь доступ к льготным арендным или ипотечным программам. Кроме того, необходимо предусматривать для коммунальщиков возможность получать служебное жилье, субсидии (хотя бы частично) на аренду.

Учитывая специфику работы коммунальщиков, важно также проявить особую заботу об их здоровье и безопасности. В частности, внедрить обязательное страхование жизни и здоровья за счет бюджета, предоставить возможности раннего выхода на пенсию при определенном стаже и характере труда, обеспечить медицинским обслуживанием, в том числе регулярными профилактическими медицинскими мероприятиями. Сюда же я бы включил обеспечение работников горячим питанием.

Еще один важный момент – у тех, кто приходит работать в коммунальную сферу, должно быть четкое понимание своих карьерных перспектив. Например, санитарная очистка улиц – это труд, не требующий какой-либо квалификации. Но человек, пришедший работать дворником, не обязан оставаться дворником, у него должна быть возможность обучения, повышения квалификации, приобретения специальности без отрыва от производства.

Для повышения привлекательности коммунальной сферы для потенциальных работников необходимо предусмотреть социальные стимулы, охватывающие не только самого работника, но и его семью. Например, можно предоставлять их детям бесплатные места в детских садах, выделять гранты на обучение в вузах, предоставлять санитарно-курортное лечение и так далее.

Большое значение имеют и нематериальные стимулы другого рода: необходимо на законодательном уровне признать работу коммунальщиков стратегически значимой и жизненно необходимой для функционирования общества.

Коммунальщики – это «невидимые герои» современных городов, но сами они должны видеть и ощущать, что государство и граждане видят и ценят их вклад в благоустройство города и обеспечение его жизнедеятельности. Особо подчеркну, что общественное признание, повышение статуса коммунальных работников – это не «бантик» на социально-экономическом пакете, а самостоятельная и очень важная мера.

К большому сожалению, в глазах общества работники коммунальной сферы остаются в определенном смысле маргинализованной группой (труд тех же дворников, например, считается непрестижным, грязным, которым занимаются от безысходности), отсюда и пренебрежительное отношение к их очень трудной и невероятно важной работе. Это отношение нужно менять. Уважение к работникам коммунальных служб и их труду – это признак зрелости общества и важный шаг к формированию экологической культуры.

Для того чтобы весь этот комплекс мер был качественно реализован, есть необходимость в разработке и принятии специальной программы поддержки работников (общенациональной или на местных уровнях) с четкими целевыми индикаторами, источниками финансирования и сроками исполнения. Нужно также рассмотреть возможность решения некоторых системных вопросов через обновление и усовершенствование законодательства, нормативно-правовой базы.

Пересмотра требуют и подходы к финансированию коммунальных предприятий: сегодня большинство из них работает в условиях дефицита финансовых средств и других ресурсов, что не позволяет нам самостоятельно решать накопившиеся проблемы.

В Казахстане реализуется Концепция развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023-2029 годы, в которую интегрированы многие важные вопросы, связанные с решением имеющихся в системе ЖКХ проблем. В том числе в ней заявлено, что будут пересмотрены подходы по обеспечению коммунального сектора трудовыми ресурсами, проработан вопрос включения профессиональных праздников работников ЖКХ в национальный календарь, принят план повышения заработных плат сотрудников коммунального хозяйства и сектора сервисных услуг до среднего республиканского уровня. Это действительно те меры, которые сегодня крайне необходимы.

Но в общем объеме задач по модернизации ЖКХ проблемы простых людей, работающих в этой сфере, несколько теряются. Поэтому, я считаю, имеет смысл выделить этот блок в отдельную программу или проект, чтобы меры, принимаемые для поддержки людей труда, носили постоянный и системный характер. На местном уровне должны быть созданы фонды социальной поддержки и премирования работников коммунальной сферы.

Есть еще один важный момент.

Всем известна поговорка: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Можно выстроить безупречно и бесперебойно работающую 24/7 систему санитарной очистки города, но если не воспитывать в людях экологическое мышление и ответственность, толку не будет. Если убранные рано утром улицы и дворы каждый вечер вновь заполняются окурками, бутылками, пакетами, проблема не в системе коммунального хозяйства, а в жителях города. Как говорится, разруха начинается в головах. Оттуда же начинается и настоящая чистота.

А ведь очистка общественных пространств, вывоз мусора – это не только физический труд работников, но и выделенные из бюджета деньги налогоплательщиков. И на поддержание чистоты средств тратится гораздо меньше, чем на ежедневное разгребание все новых и новых завалов мусора. Сейчас, к сожалению, мы имеем второй вариант.

Могу сказать на примере только одного проспекта, которая входит в зону ответственности «Астана Тазалық»: Мәңгілік Ел наши работники вынуждены убирать дважды в день, потому что если этого не делать, один из главных проспектов столицы будет больше похож на пепельницу. В то же время есть пример Японии, в столице которой в общественных местах фактически нет урн для мусора, но при этом город остается феноменально чистым, просто потому, что люди с уважением и ответственностью относятся к месту, в котором живут.

Воспитательная и разъяснительная работа дает результаты, и она должна вестись системно, качественно и на всех уровнях.

Начиная с детских садов, с самого раннего возраста необходимо учить детей уважать чужой труд, ответственно относиться к окружающей среде и не мусорить. Нужны информационные кампании, ориентированные на взрослую аудиторию, чтобы люди видели масштаб проблемы загрязнения и меняли свое поведение.

Нужен больший контроль за соблюдением экологических стандартов для бизнеса. Например, проблема пыли в Астане – это во многом следствие того, что при строительстве домов, ремонте дорог, других подобных работах банально не соблюдаются требования по пылеподавлению, хотя технологии соответствующие есть.

Поэтому я с большим уважением и поддержкой отношусь к инициированной Президентом общенациональной акции «Таза Қазақстан». Она действительно показывает себя как эффективный инструмент формирования экологической культуры казахстанцев.

Даже обычные субботники, которых благодаря акции стало проводиться больше, хорошо работают на достижение поставленной цели: принимающие в них участие на собственном опыте видят, насколько много мусора оставляют после себя люди, как тяжела работа по его уборке, какой вред это наносит экологии. Для многих уже это станет поводом задуматься над собственным поведением. Эта кампания должна продолжаться, развиваться и охватывать как можно больше людей.

Уважение к человеку труда, экологическое мышление – это важные части системной работы по формированию нового качества нации. Соответственно, Год рабочих профессий и «Таза Қазақстан» – это проекты, значимость которых для нашего общества и будущего страны сложно переоценить. Но очень важно, чтобы такие проекты не рассыпались на множество акций-однодневок, а приобретали системность и были ориентированы на конкретный результат. В частности, Год рабочих профессий должен ознаменоваться принятием решений и мер, которые поднимут престиж и качество жизни людей труда на практике.

Замир САГИНОВ, генеральный директор ТОО «Астана Тазалық»

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button