Uncategorized

Как пишутся законы

Написание законов – сложный, многоэтапный механизм, основанный на нормах Конституции Казахстана, законодательных актах и подзаконных нормативных правовых актах. Законодательный процесс регулируется, прежде всего, Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», Законом «О правовых актах», иными нормативными правовыми актами.

О том, как проходит законотворчество, рассказал главный специалист Центра публичного законодательства и государственного управления, кандидат юридических наук Алимжан  ИРЖАНОВ.

Процесс написания закона начинается с идеи, в основе которой –  потребности общества, государства или определенной сферы в регулировании общественных отношений. Эти потребности могут возникнуть по самым разным причинам, например, в связи с изменением социально-экономической обстановки, выявлением правовых пробелов, проведением реформ. Иногда это ответ на общественный запрос или конкретную проблему. Инициаторами обсуждения идеи закона могут выступать как госорганы, так и неправительственные организации, гражданские активисты, эксперты, представители бизнеса или обычные граждане, выражающие свою позицию через обращения, участие в экспертных встречах, публичных мероприятиях и др.

В рамках этого этапа важно не просто выявить проблему или общественный запрос, но и точно определить, действительно ли требуется принятие или изменения и дополнения законов. Поскольку не любая проблема автоматически означает необходимость принятия нового закона. Именно поэтому на этом этапе активно используется анализ действующего законодательства, изучение опыта зарубежных стран, консультации с экспертами, представителями общества и бизнеса, госорганами, а также применяются другие инструменты.

После обсуждения и оформления идеи закона наступает этап написания законопроекта и процесс его принятия. Согласно Конституции, право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Парламента и Правительству, при этом реализация этого права осуществляется исключительно через Мажилис – нижнюю палату Парламента. Основными субъектами законодательного процесса на практике являются депутаты Парламента и Правительство, которые инициируют и разрабатывают большинство законопроектов.

Депутаты Парламента, реализуя предоставленное им Конституцией право законодательной инициативы, активно участвуют в процессе разработки законопроектов. Так, депутаты Парламента могут сформулировать идею закона в ходе общения с избирателями на местах, анализа обращений граждан, взаимодействия с экспертным сообществом и др. Далее при подготовке текста законопроекта депутаты Парламента могут проводить консультации с экспертами, представителями общества и бизнеса, запрашивать позиции госорганов и предложения научных организаций и др. В этом контексте актуальной и важной является деятельность Института парламентаризма – научно-экспертного центра, созданного с целью содействия депутатам Парламента в законотворческом процессе, повышения его качества и научной обоснованности. Так, институт активно участвует в разработке законопроектов, осуществляет аналитические исследования, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и др.

Правительство также является активным инициатором разработки проектов законов. После начала проработки идеи законопроекта через уполномоченный госорган разрабатывается консультативный документ регуляторной политики, в котором формулируются проблемы, цели, обоснование и предполагаемые подходы к их решению. Этот документ проходит обязательное согласование с госорганами и обсуждение с общественностью, а затем выносится на рассмотрение Межведомственной комиссии по законопроектной деятельности при Министерстве юстиции. Лишь после его одобрения начинается непосредственная подготовка текста законопроекта.

Следует отметить, что вне зависимости от субъекта законодательной инициативы любой законопроект должен быть разработан в соответствии с требованиями Закона «О правовых актах». Это предполагает соблюдение норм юридической техники, логической структуры законопроекта, согласованности с действующим законодательством и др. Кроме того, к законопроекту должны прилагаться все необходимые сопроводительные документы, например, пояснительная записка, сравнительная таблица, заключения научной, антикоррупционной экспертизы и др.

В случае, когда проект разрабатывается в рамках инициативы Правительства, то после согласования госорган направляет проект закона на согласование в Правительство и Администрацию Президента Республики Казахстан, а затем он вносится в Мажилис. Если подготовка законопроекта осуществлялась депутатами Парламента, то он напрямую вносится в Мажилис.

В Мажилисе законопроект вначале рассматривается в рамках рабочих групп, затем – проходит несколько чтений в соответствие с порядком установленном в законодательстве. После принятия Мажилисом закон передается в Сенат, где он также рассматривается и обсуждается. Если Сенат не одобрит закон в целом или отдельные его статьи, то закон возвращается в Мажилис. При этом Сенат вправе предложить Мажилису новую редакцию отдельных статей закона.

Закон, одобренный Сенатом Парламента, направляется на подпись Президенту Республики Казахстан. После его подписания Президентом он вступает в силу и подлежит официальному опубликованию в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов в электронном виде, в официальных печатных изданиях, а также в периодических печатных изданиях.

Таким образом, процесс написания и принятия законов в Казахстане представляет собой сложную и последовательную процедуру, предполагающую участие представителей общества и бизнеса, экспертов и различных госорганов.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button