Uncategorized

Двухколесный транспорт — удобство или проблема?

Одна из главных забот городских властей — создание удобной и безопасной транспортной инфраструктуры. Что для этого делается в столице?

В Астане, как и в любом другом мегаполисе, бывает непросто добраться из одной точки в другую. И тут порой сталкиваются интересы автомобилистов, велосипедистов и пешеходов. А в последнее время к ним добавились и электросамокатчики (райдеры).

Самокаты — удобная и экологичная альтернатива автомобилям и автобусам для коротких поездок. Однако с ростом популярности в столице увеличивается и число проблем — от нарушений Правил дорожного движения до серьезных аварий.

Мы выяснили, с какими проб­лемами сталкиваются райдеры и какую профилактичес­кую работу проводят сотрудники полиции Астаны совместно с компанией аренды электросамокатов Whoosh.

 

Что говорит статистика?

Основной причиной происшествий на дорогах является незнание Правил дорожного движения, считает заместитель начальника Управления полицейской службы Департамента полиции Астаны подполковник полиции Нурлан КАПАРОВ.

— С начала текущего года в городе было зарегистрировано 29 дорожно-транспортных происшествий, в которых 13 участников являются несовершеннолетними. Основной причиной стало незнание Правил дорожного движения. Мы считаем, что акции по разъяснению правил необходимо проводить чаще, чтобы повысить осведомленность водителей и пользователей электросамокатов о Правилах дорожного движения, поскольку именно они часто оказываются виновными в ДТП. Мы выявляем нарушения не только во время рейдов, но и в ходе постоянной работы. С начала года оштрафовано более 300 человек за управление самокатами без шлемов, хотя в законе установлены обязательные требования по их использованию. Есть и ограничения по скорости, но у нас нет приборов для ее измерения. Самокатные компании должны устанавливать системы контроля своих транспортных средств, не позволяющие им двигаться слишком быстро, — отметил он.

 

Профилактические акции

В этом году Департамент полиции Астаны совместно с кикшеринговой компанией Whoosh провел серию образовательных мероприятий. Цель этих инициатив — донести правила до всех водителей самокатов и других участников движения. Отмечается положительный эффект: несмотря на рост абсолютного числа поездок, доля инцидентов и поездок с нарушениями снижается.

Стоит отметить, что кикшеринговые компании будут ограничивать скорость движения электросамокатов в определенных пешеходных и парковых зонах. Благодаря встроенному GPS-датчику ограничение скорости сработает автоматически при заезде на такие участки. Кроме того, конструкцией элект­росамокатов предусмотрен «пешеходный режим движения», который позволяет самокатчикам автоматически держать скорость пешеходного потока.

Недавно на площадке у подземного перехода парка Влюбленных перед ТРЦ «Хан Шатыр» была организована дорожная школа и все желающие могли обучиться базовым правилам вождения на самокатах. Волонтеры распространяли среди прохожих информационные флаеры, где можно было ознакомиться с Правилами дорожного движения, статусом самокатов и законами, регулирующими пользование ими.

— Главной целью для нас является повышение культуры вождения и безопасности на дорогах Казахстана. Электросамокат называют ­транс­портом последней мили, который комбинируется с общественным транспортом. Это удобный способ передвижения, который помогает избегать пробок. Новый закон мы ждали, поскольку большинство его норм уже было прописано в наших внутренних правилах.

Например, поездки со скоростью выше 25 км/ч запрещены, поэтому наши самокаты технически ограничены именно такой максимальной скоростью.

Мы проводим эти мероприятия, чтобы повысить культуру вождения, напомнить о Правилах дорожного движения и распространить информацию о новом законе, — поделился мнением генеральный директор Whoosh Kazakhstan Серик КАНАПИЯНОВ.

Стоит отметить, что в 2024 году число поездок на арендованных электросамокатах в Казахстане выросло в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более 90% поездок на самокатах проходят по «транспортному сценарию», то есть кратчайшему маршруту из точки A в точку B.

Что касается развития инфраструктуры, она напрямую влияет на качество поездок. Разделение потоков: автомобили, велодорожки и пешеходы — идеальный сценарий.

Как уверяет кикшеринговая компания, в Астане самокаты особенно востребованы в левобережной части города, где большие расстояния не всегда удобно преодолевать пешком, особенно если торопишься. Основная аудитория пользователей — люди от 26 до 35 лет. Есть и растущая год от года группа более зрелого возраста. Несовершеннолетним поездки запрещены.

 

Где разрешено ездить

Если есть велосипедная дорожка или велополоса, то нужно ехать по ней. А вот когда велоинфраструктуры нет, есть три варианта:

  • Тротуар или пешеходная дорожка. По ним можно двигаться со скоростью не более 6 км/ч, не создавая при этом опасности для пешеходов.
  • Обочина. Действуют те же правила, что и для велоинфраструктуры.
  • Правый край проезжей части дороги, в том числе полоса для общественного транспорта. Здесь могут ехать водители в застегнутом шлеме, с водительскими правами любой категории.

Водителям малых электрических транспортных средств запрещается:

  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, за исключением малых электрических транспортных средств без руля;
  • перевозить пассажиров;
  • перевозить груз;
  • двигаться по проезжей части дороги;
  • двигаться по тротуару при наличии рядом велосипедной дорожки, велосипедной полосы движения;
  • буксировка малых электрических транспортных средств, малыми электрическими транспортными средствами;
  • водители малых электричес­ких средств также должны пересекать перекрестки по пешеходному переходу, не находясь на транспортном средстве.

Астанчанин Виталий ИВАНОВ пользуется двухколесным транспортом в течение 12 лет, добираясь из дома на работу. Нашему корреспонденту он объяснил, с какими проблемами сталкивается как водитель двухколесного транспорта и почему страдают пешеходы.

— В Астане, к сожалению, отсутствует единая велодорожная сеть. Велосипедные дорожки у нас разбросаны по городу небольшими участками и часто прерываются. Для предотвращения конфликтов между пешеходами и велосипедистами велопоток должен быть отделен от пешеходного боллардами, живой изгородью или простым перепадом высот. Это позволит избежать ситуаций, когда пешеходы идут по велополосе, а самокаты заезжают на тротуары. Кроме того, асфальтовое покрытие велодорожек часто находится в лучшем состоянии, чем брусчатка тротуаров, поэтому мамы с колясками и другие пешеходы начинают пользоваться велополосами.

В городе много дорог с односторонним движением, где крайние полосы обычно шире средних и всегда заняты автомобилями. Если сдвинуть эту парковку на полметра в центр дороги, не меняя количества полос, и отдать это пространство для велосипедистов и самокатов, просто добавив разметку, можно обеспечить велодорожками 70% улиц города. Это приведет к увеличению числа велосипедистов и самокатчиков и снижению количества автомобилей на улицах, — сказал он.

 

Разногласия на тротуарах

— Логически возникает следующая проблема — культура вождения. Человек, который каждый день ездит на самокате на работу, домой, по делам, в первую очередь заинтересован в том, чтобы безопасно доехать из точки А в точку Б. Он не будет лихачить, носиться и создавать аварийные ситуации. К сожалению, у нас очень низкая культура вождения. Наверняка вы сталкивались с тем, что, когда идете спокойно по тротуару, вам позади начинают громко звенеть звонком велосипеда или самоката, а потом рядом с вами проносится очередной лихач. И это очень страшно. Мою маму так чуть не сбили у меня на глазах. Зачастую подростки берут самокаты, чтобы просто покрасоваться друг перед другом. Они едут слишком быстро, пугают пешеходов, создают аварийные ситуации просто потому, что развлекаются. И потом из-за таких людей страдают все пользователи самокатов, которые в отличие от тех подростков соблюдают правила и культуру вождения. Когда ты едешь по тротуару, ты гость. Даже если люди впереди загородили всю ширину тротуара, нельзя сигналить и нестись сломя голову. Можно вежливо попросить уступить дорогу. Лично я вообще никогда не использую звонок на своем самокате. Я буду медленно ехать за человеком, пока он сам меня не заметит и не позволит проехать, — отметил Виталий Иванов.

 

Есть ли штрафы?

Рекомендуем обратить внимание на следующие статьи законов:

  • ч. 1 ст. 593 «Несоблюдение требований по перевозке пассажиров и грузов, пользованию ремнями безопасности или мотошлемами, предусмотренных правилами дорожного движения» Кодекса РК «Об административных правонарушениях штраф» (5 МРП — 18460 тенге);
  • ст. 615 «Нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения» Кодекса РК «Об административных правонарушениях»;
  • ст. 620 «Нарушение иных требований, предъявляемых к участникам дорожного движения» Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (3 МРП — 11076 тенге).

Алина ИМАМБАЕВА

Фото организаторов

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button