благоустройствоГлавная

Астана: завтра начинается сегодня

Столица Казахстана, по оценке экспертов в сфере урбанистики, переживает новый градостроительный бум. Это, прежде всего, связано с неуклонным ростом населения и приоритетами генерального плана, предусматривающего прогнозы аналитиков на ближайшие десять лет. Приоритет отводится развитию социальной инфраструктуры, благоустройству и созданию зеленых зон.

 

Город для людей

За последние годы Астана прошла через одну из самых заметных трансформаций в своей истории. Причиной этому является новый урбанистический подход, применяемый в столице. Благоустроено более 500 общественных и дворовых пространств, высажено более 2,5 млн зеленых насаждений. Город, который долгое время рос вверх и вширь, сегодня меняется в деталях, в тех пространствах, где люди ходят, отдыхают, гуляют с детьми, встречаются и просто живут. Если раньше обсуждали в основном новые объекты и здания, то теперь в центре внимания качество городской среды, комфорт и зеленый каркас, который буквально перерисовывает облик столицы.

Астана стала ближе к людям. Там, где еще недавно были пустые участки и «никакие» дворы, теперь сформированы полноценные общественные пространства. Пешеходные маршруты становятся связными, переходы безопасными, а внутриквартальные территории уютными и продуманными. Город перестраивается так, чтобы жителям не нужно было ехать в центр за элементарным комфортом: каждая часть столицы получает свои точки притяжения и места ежедневного отдыха.

default

Зеленые артерии

Особые перемены заметны в озеленении города. В течение трех лет ежегодно высаживается более миллиона растений, увеличилось количество крупномерных деревьев, внедрены современные методы ухода: мульчирование, закрытый грунт, подземный полив. Астана впервые получила полноценную систему зеленых коридоров, способную менять микроклимат в районах, снижать пыль, шум и создавать тень уже сегодня, а не через десятилетия. На месте прежних пустырей появляются городские парки, линейные бульвары и многоярусные посадки. Особое внимание уделяется декоративно цветущим кустарникам.

Астана является городом, на который равняются другие города Казахстана, не только в плане архитектуры, но и в создании комфортной городской среды. Одним из ключевых направлений развития становится формирование зеленой артерии — концепции развития парковых кластеров вдоль реки Есиль. Там создается единый вело-пешеходный маршрут, объединяющий все набережные, парки и общественные пространства.

Подмостовые пространства, которые ранее воспринимались как труднодоступные или неэффективные территории, получают новое назначение: здесь появляются площадки для уличного спорта, новые связи между районами, архитектурное освещение и маршруты, сокращающие путь горожан. Благоустраиваются существующие и строятся новые парки и набережные.

 

Новые точки притяжения

Из последних проектов можно выделить набережную парка Ататюрка, спортивную набережную, парк Мира и согласия и Президентский парк.

Парк Мира и согласия стал не просто территорией обновленного озеленения, а полноценным пространством с новыми точками притяжения, которые сформировали совершенно иной характер отдыха. Здесь появились элементы, не встречавшиеся ранее в городской среде столицы: прогулочный туннель с барельефом, создающий эффект погружения в художественное пространство, и арт-инсталляция «Древо жизни», ставшая мгновенно узнаваемым символом обновленного парка. Эти объекты работают не как разовые украшения, а как современные городские якоря — места, куда приходят целенаправленно, где фотографируются, где проводят время семьи и молодежь. За счет таких решений парк перестал быть просто зеленой зоной и превратился в культурно-пространственный центр, который формирует новые маршруты и сценарии посещения.

Мы выстраиваем городскую систему с опережающим развитием инженерной инфраструктуры. В основе всех наших действий — принцип «город для людей», когда приоритет отдается качеству жизни горожанина, инклюзивности и доступной среде.

Аким столицы Женис КАСЫМБЕК

default

Прогулки по набережной

Астанинские набережные за последние годы стали одним из самых заметных примеров городской трансформации. Пространства, которые когда-то воспринимались скорее как фоновая часть города, сегодня превратились в полноценные маршруты отдыха, спорта и ежедневных прогулок. Принципиальное обновление покрытия, озеленение и продуманная организация движения сделали набережную живой улицей, где люди проводят время не по случаю, а по привычке.

Одним из ключевых решений стало устройство каменного берега и мягких спусков к воде. Раньше Есиль был визуально близким, но физически недоступным: горожане видели реку, но не могли взаимодействовать с ней. Сейчас акцент сделан именно на открытом контакте — можно подойти к воде, присесть на каменные террасы, наблюдать за течением, заниматься спортом или просто отдыхать в тени. Это создало совершенно новый сценарий использования пространства, который отвечает лучшим современным практикам городской среды.

Горожане отдыхают у воды в будние дни, а не только по выходным — это главный показатель того, что изменения попали в точку. Новая прогулочная среда стала безопасной, комфортной и визуально цельной, а река не границей, а частью жизни города.

Эта трансформация создает важный прецедент: набережная перестает быть праздником раз в год и становится естественным продолжением городской ткани. Именно так работают самые успешные мировые проекты waterfront-развития, и именно по этим принципам сегодня развивается столица.

 

Бульвар Greenline

Астана — город с высокой долей молодых семей, поэтому развитие инклюзивной и безопасной среды становится естественным приоритетом. Повсеместно внедряются приподнятые пешеходные переходы, удобные пандусы, безбарьерные маршруты, стандарты доступности в благоустройстве. Родители с колясками, дети на самокатах, люди старшего возраста, все они становятся полноправными участниками городской жизни, что меняет сам образ улицы.

В то же время Астана выходит за рамки традиционных улучшений и формирует новые форматы общественных пространств. В городе появляются полностью пешеходные маршруты, где автомобильное движение исключено. Знаковым примером такого подхода стал бульвар Greenline. Изначально на этом месте планировалась обычная автомобильная улица, однако концепция была пересмотрена в пользу создания большого линейного парка. Сегодня Greenline является одним из самых обсуждаемых проектов столицы и символом перехода к современной человекоцентричной модели развития.

Проект Greenline уже стал одним из ключевых пешеходных маршрутов Астаны. Первый этап открыт и активно используется горожанами: променад объединил озеленение, игровые зоны, современные покрытия TerraWay, дождевые сады и искусственные пруды для сбора дождевой воды. Пространство выполнено в формате полной безбарьерной среды, без машин. Доступны проезды только для экстренных служб. В 2026 году запланирован второй этап, который продолжит маршрут и усилит связность территории между «Хан Шатыром», районом Жагалау и окружающими кварталами.

По оценке аналитиков, в ближайшие десять лет полуторамиллионная Астана обещает превратиться в мегаполис с численностью населения до 2,3-2,5 миллиона человек.

default

ЛРТ

Астана поменяла концепцию развития от «город для машин» до «город для людей». Развивается система общественного транспорта. Планируется увеличить долю населения, пользующегося общественным транспортом, с 41 до 71%. Для этого оптимизируются маршруты, обновляется и дополняется автобусный парк, в следующем году ожидается ввод в эксплуатацию ЛРТ. На улице Сыганак вдоль линии ЛРТ активно ведутся работы: устанавливаются новые опоры уличного освещения, обустраиваются подпорные стены и технические тротуары, высаживаются деревья и кустарники. Таким образом, территория под трассой ЛРТ получает новое функциональное наполнение, превращаясь из транзитного пространства в благоустроенный городской маршрут. Оптимизация парковочного пространства — в пользу расширения тротуаров, избавления от автобусных «карманов» в городе.

Проект ЛРТ в Астане постепенно превращается из сложного наследия прошлых лет в осмысленную часть современной транспортной системы. За последние годы удалось не только стабилизировать ситуацию вокруг объекта, но и встроить его в новый градостроительный контекст: опоры и эстакады перестали быть застывшим элементом ландшафта и становятся основой благоустроенных пространств, новых пешеходных связей и аккуратных дизайнерских решений. Параллельно в город уже привезены новые вагоны ЛРТ, выполненные в едином стиле с автобусами столицы. Это подчеркивает переход к полной визуальной и функциональной интеграции транспорта: общий цвет, минималистичная эстетика и продуманная графика формируют современный, узнаваемый образ транспорта Астаны. ЛРТ сегодня рассматривается не как отдельный проект, а как ключевой элемент будущей связной, удобной и устойчивой транспортной экосистемы города.

Одним из важных направлений обновления городской среды стала концепция «город в деталях». Это переход от крупных проектов к деталям, которые формируют ежедневное восприятие столицы: мелкие элементы, которые раньше оставались незамеченными, теперь становятся частью единой эстетики. В Астане появились брендированные люки, разработанные с учетом визуальной идентичности города. Они выполняют не только утилитарную функцию, но и работают как небольшие элементы дизайна, формируя узнаваемый почерк столицы на каждом шагу.

Того же подхода придерживаются и новые подствольные решетки для деревьев. Вместо разрозненных вариантов прошлых лет используются аккуратные, качественные и визуально цельные решения, которые защищают корневую систему, обеспечивают правильный полив и вписываются в общий городской стиль. Эти элементы не бросаются в глаза, но именно они создают ощущение аккуратности, продуманности и внимания к среде. Астана демонстрирует, что уровень города определяется не только масштабом проектов, но и содержательностью деталей, из которых складывается ежедневный комфорт жителей.

 

Вечерняя столица

Концепция теплого освещения стала одним из ключевых элементов обновленного облика Астаны. В городе постепенно уходит прежняя холодная бело-голубая подсветка, делавшая улицы визуально пустыми и жесткими. Вместо нее применяется теплый спектр — мягкие оттенки янтарного и золотистого света, которые создают более уютную, вечернюю атмосферу и подчеркивают архитектуру без излишней яркости. Такой подход соответствует современным принципам светодизайна: он делает город комфортнее для восприятия, снижает световое загрязнение и создает безопасную среду для пешеходов.

За последние годы в Астане проведена масштабная работа по переходу на теплое архитектурное освещение: более 300 зданий получили новую подсветку, выполненную в мягких, комфортных оттенках. Это стало одним из крупнейших световых обновлений в истории города. Теплый спектр подчеркивает фактуру материалов, делает фасады более выразительными и формирует цельный вечерний образ столицы.

Особенно заметны изменения на главных проспектах — Мәңгілік Ел, Тәуелсіздік, Республики. Именно они первыми получили новую световую концепцию, за счет чего вечером стали выглядеть не просто ярко, а атмосферно, современно и визуально согласованно. Благодаря теплой подсветке город избавился от холодной неоновой стилистики прошлых лет, а ключевые магистрали приобрели более человеческий характер. Теперь вечерняя Астана воспринимается уютной и цельной — какой ее и задумывали при переходе к новой модели городской среды.

Важным преимуществом этого подхода стало то, что теплый свет лучше сочетается с озеленением, МАФами и новым каменным благоустройством, формируя цельный визуальный образ городской среды. Проспекты и дворы перестают быть просто освещенными — они становятся атмосферными. Астана фактически переходит к новой световой идентичности, где акцент делается не на яркости, а на качестве и эмоциональном эффекте, создавая в вечерние часы ощущение живого, теплого и гостеприимного города.

Современные фонари улучшили вечерний облик города: улицы стали светлее, уютнее и безопаснее. Благодаря единому дизайну освещение выглядит гармонично и подчеркивает архитектуру. Появился даже термин «дневные фонари» — когда опоры освещения становятся частью архитектурного облика города и выглядят эстетично не только ночью, но и днем.

 

Здесь живет история

В старой части Астаны в ближайшие годы стартует комплексная программа обновления фасадов, призванная вернуть историческим кварталам аккуратный, современный и визуально цельный облик. Речь идет не о косметических мерах, а о полноценной ревитализации городской ткани: здания, которые десятилетиями оставались в серой зоне внимания, получат новые материалы, аккуратную подсветку, благоустроенные входные группы и единый архитектурный стиль, согласованный с обновленным брендбуком столицы.

Параллельно город переходит к принципу благоустройства «от фасада до фасада» — когда не отдельные элементы, а весь городской участок обновляется комплексно. Это означает, что вместе с фасадами будут приводиться в порядок тротуары, газоны, озеленение, освещение, парковочные зоны и малые архитектурные формы. Такой подход позволяет создавать цельные, комфортные улицы, где каждый метр пространства работает на общий облик района. Столица фактически переходит к новой модели, в которой обновление среды — это не точечная работа, а последовательная перезагрузка городской структуры.

 

Узнаваемый в мире бренд

Астана сегодня демонстрирует уверенное движение к зрелой, современной городской среде, где комфорт и качество становятся не исключением, а нормой. Столица последовательно формирует связные общественные пространства, развивает зеленый каркас, открывает доступ к воде, создает новые точки притяжения и усиливает транспортную экосистему. Это уже не набор разрозненных проектов, а цельная стратегия, в которой каждый элемент — от парка до павильона, от набережной до транспортного брендинга — работает на общий образ города будущего. Астана становится местом, где архитектура, благоустройство и человеческий масштаб соединяются в живую, динамичную среду, способную задавать стандарты для всего региона.

 

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button