Здесь мой дом
«Многие думают, что я живу где-то в Европе, потому что часто гастролирую. Но я живу в Астане, здесь мой дом», — в беседе с нашим корреспондентом призналась народная артистка Казахской ССР «Қазақстанның Еңбек Ері», почетный гражданин города Астаны, удостоенная высокого звания ЮНЕСКО «Артист за мир», Айман МУСАХОДЖАЕВА.
Мама
Айман Кожабековна родилась в Алма-Ате в многодетной семье. Из восьми детей сегодня остались четыре сестры. Ее поклонники, вероятно, считают, что она из музыкальной династии… Нет. Впрочем, послушайте откровения артистки, сумевшей чарующим исполнением на скрипке заставить аплодировать самые престижные залы мира.
— Моя мама Рахиля Бисембаевна Дутпаева — профессиональная лыжница, чемпионка Казахской ССР по лыжным гонкам. Сам Жамбыл Жабаев в 1939 году включил ее в состав делегации в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВДНХ). Выйдя замуж, она полностью посвятила себя семье. Ее портрет висел в Центральном государственном музее, который в те годы располагался в здании Вознесенского собора в парке 28 гвардейцев-панфиловцев в Алма-Ате, — вспоминает Айман Мусаходжаева.
Часто бабушка Кумис-апа возила девочек в парк, и они заходили в этот красивый музей и любовались портретом девушки в шапке-ушанке с длинными косами. Это была их мама-лыжница.
В семье Мусаходжаевых было традицией в праздничные дни ходить всей семьей на концерты в филармонию. Музыка, зал в торжественном убранстве — все это оставило незабываемые впечатления у девочки. На улице она находила два прутика и изображала игру на скрипке, одну веточку прикладывала к шее между подбородком и плечом, а другая служила смычком, закрывала глаза и представляла себя на сцене. Дома же дети садились вокруг круглого казахского стола и имитировали игру на рояле. Так появились первые ростки любви к музыке и искусству.
Как-то в Алма-Ату приехал известный композитор Арам Ильич Хачатурян. Он посетил школу для одаренных детей имени К. Байсеитовой. На этой встрече Айман исполняла «Концерт» А. Хачатуряна. Тогда, восторженный игрой юного дарования, выдающийся музыкант написал на нотном листе девочки следующие слова: «Талант и терпение приведут к вершинам успеха».
Папа
— Наш папа один из тех, кто был лично знаком с Тураром Рыскуловым. В далекие тридцатые годы прошлого столетия он окончил агротехнический техникум в Алма-Ате, и как лучшего студента его делегировали на учебу в Москву в известную Тимирязевскую академию. После окончания вернулся в Казахстан и стал агрономом. Им были посажены тысячи деревьев в самых известных парках и скверах Алма-Аты. У него были экспериментальные поля, где он проводил опыты по селекции растений. Как и многие светлые головы в те лихие годы сталинщины, папа был объявлен врагом народа и осужден. Много лет он провел в ссылке и только после смерти Сталина его реабилитировали, — рассказывает Айман Кожабековна.
Уже спустя годы Кумис-апа, нарядив внучек, водила в парк имени Горького и рассказывала: «Вот деревья, которые вырастил ваш папа».
Начало
Как-то старшая сестра Айман Кожабековны, студентка медицинского института, в городской газете прочла объявление, что школа-интернат для одаренных детей набирает учащихся с хорошим музыкальным слухом. На семейном совете было решено повести на слушания сестру Раису. Прослушав ее, выдающийся педагог Нина Михайловна Патрушева спросила: «Очень хорошая девочка, а у вас есть еще дети?». Мама сказала, что есть три девочки. Так, после прослушивания четыре сестры Мусаходжаевы — Раиса, Бахытжан, Айман и Раушан стали воспитанницами музыкальной школы-интерната для одаренных детей имени Куляш Байсеитовой.
С первого класса талантливая девочка выступала на правительственных концертах перед высокими гостями. Айман Кожабековна вспоминает, как однажды на концерте на очередном съезде партии вдруг в зале погас свет, а на сцене в тот момент Ермек Серкебаев исполнял знаменитую ораторию Тореадора.
— В кромешной темноте он продолжал петь, а мы, маленькие участники, испугались. Сбились в кучу и не знали, что делать в полной темноте. Потом пришел администратор и был с нами, пока не дали освещение, — вспоминает собеседница.
В числе лучших музыкантов республики девочку не раз отправляли выступать в ансамбле скрипачей в Москву. Концерты проходили в Кремлевском дворце съездов.
Тлендиев
Композитор Нургиса Тлендиев приходился родственником мамы Айман Кожабековны и был частым гостем в их доме.
— Помню, когда я, будучи студенткой Московской консерватории, приезжала домой на каникулы, маэстро говорил мне: «Ну, когда мы сыграем вместе концерт Брамса?». Я отвечала: «Вы же дирижер народного оркестра, как мы можем вместе играть?». Я не знала на тот момент, что Тлендиев окончил Московскую государственную консерватория имени П. И. Чайковского как дирижер симфонического оркестра. Кстати, он учился вместе с Тихоном Хренниковым, до конца жизни их связывала дружба. Когда мы бываем в Алматы, посещаем его памятник и читаем молитву, — рассказывает она.
Возвращение на Родину
Айман Кожабековна рассказывает, что после приезда в Алма-Ату ее пригласили в Казахскую государственную консерваторию имени Курмангазы. Здесь она стала заведовать кафедрой, основала камерный оркестр «Академия солистов», с которым выступала не только за границей, но и на заводских подмостках, в производственных цехах.
— Когда училась в Москве, я часто выступала на международных конкурсах классической музыки. Конечно же, мне для игры предоставляли лучшие инструменты — скрипку Страдивари, Гваданини, Гварнери. Позже, когда в 1983 году мы вернулись после учебы в Московской консерватории в Казахстан, то оказалось, что нет инструментов. Мы, коллектив музыкантов в лице Сагадата Бисенгалиева, Гаухар Мурзабековой, Марата Бисенгалиева и других, обратились в Министерство культуры и нас попросили написать письмо на имя Динмухамеда Кунаева, что мы и сделали. Так, по указу Димаша Ахмедовича была создана государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов. Сейчас на них играют наши талантливые музыканты, — вспоминает артистка.
Астана
— В 1996 году у меня был отчетный концерт в Алматы. Туда были приглашены первые руководители страны, депутаты, ученые. Я высказала желание открыть академию в Алматы. Тогда Нурсултан Назарбаев ответил: «Ее надо открывать в новой столице». На тот момент о новой столице говорили полушутя, на уровне слухов. И я как-то сразу про этот разговор забыла. Но спустя год мне позвонили из Правительства и пригласили в Акмолу.
Я помню зарплаты преподавателей нашей академии — три тысячи тенге. Было одно общежитие для преподавателей и студентов. Я пригласила всех своих друзей музыкантов из Алматы, Москвы с просьбой поддержать нас в начинаниях. Помню, сами ремонтировали комнаты в общежитии, ходили друг к другу на новоселье. Такая романтика была, юношеский задор как у первопроходцев. Прошло 26 лет. До сих пор, когда встречаемся с нашими депутатами, чиновниками госаппарата, приехавшими строить столицу, столько теплых воспоминаний о первых годах становления Астаны. Мы вместе делали историю. Многие думают, что я живу где-то в Европе, потому что часто гастролирую. Но я живу в Астане, здесь мой дом. Каждый кусочек города рождался на наших глазах, и мы свидетели этого. Я очень люблю День столицы, он будет особенным всегда. Теперь наша Астана, расположенная в центре Евразии, является столицей сильного государства, — говорит собеседница.
Ректор
На вопрос о том, как Айман Кожабековне удавалось сочетать творческую деятельность с управленческой, ведь она — основатель Казахского национального университета искусств и много лет была его ректором, собеседница пояснила:
— В Московской консерватории нас учили менеджменту. Профессора говорили нам, что музыкант должен уметь все организовывать сам. То есть, сделав себе имя, покорив намеченные вершины, мы должны сами создавать себе условия для концертов. Мой педагог давал мне задание: «Сходи в Госконцерт, покажи им все свои награды и убеди в том, что должна давать концерты и гастролировать по всему миру». И я шла, выполняла задание, так приходил опыт в искусстве менеджмента.
На вопрос журналиста: «А вы играете на скрипке в домашнем кругу?» Айман Кожабековна тут же вспомнила историю:
— Как-то к нам в Казахстан на очередной юбилей Победы приехали мои давние друзья Дмитрий Хворостовский и Костя Орбелян. И после концерта нас пригласил высокопоставленный чиновник в дорогой ресторан. Посторонних людей не было, только мы втроем. В середине застолья хозяин, отметив, что преклоняется перед талантом Хворостовского, попросил Дмитрия исполнить какой-нибудь проникновенный романс. Дмитрий ответил: «Вы знаете, я в ресторанах не пою, только на сцене». Я по-дружески тоже говорю Диме: «Сделай исключение, спой». Но он повторил, что прекрасно исполнять он может только на сцене. Это говорит о принципиальности великого артиста. А в кругу моей семьи все понимают, что со скрипкой у меня отношения особенные. Я могу сыграть что-то шутливое, но серьезную классическую музыку нельзя сыграть просто так, она требует особенного настроя и особой торжественной атмосферы.
Семья
Будучи студенткой консерватории в Москве, Айман познакомилась со своим супругом Аскаром Бекбаевым. Он учился в МГУ. У них родился сын Мерей. Теперь у Айман Кожабековны три внука.
Она по-прежнему принимает приглашения на очередные гастроли, международные фестивали и своим виртуозным исполнением заставляет аплодировать залы мира. Но еще больше любит возвращаться домой, в Астану.
Куралай МУРАТОВА