Образование

Раскрыть потенциал каждого ребенка

Общественный совет города Астаны провел мониторинг деятельности учебных заведений для детей с особыми потребностями.

Первым объектом посещения стала специальная школа-интернат №1 акимата Астаны, введенная в эксплуатацию в октябре 2017 года. Занятия проводятся на основе утвержденных учебных планов и программ, адаптированных к особенностям учащихся. В школе обучается около 600 детей, из них 90 получают образование на дому.

Многие ученики имеют сопутствующие диагнозы, в том числе есть дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, они передвигаются на колясках. Взаимодействие с такими учениками требует особого подхода. Задача организаций образования — дать знания. В одном классе обучаются 10 детей с нарушением интеллекта, у некоторых есть трудности поведения, общения и социального взаимодействия.

— Учебно-воспитательный процесс в специальных классах направлен на формирование доступных знаний и навыков, социальную адаптацию, подготовку учащихся к самостоятельной жизни в обществе и трудовой деятельности. Со всеми детьми после групповых занятий по расписанию занимаются психолог, логопед, дефектолог, тифлопедагог, массажист, инструктор по труду и ЛФК, педагоги дополнительного образования. Наши сотрудники постоянно повышают профессиональную квалификацию, участвуют в городских и республиканских семинарах, конференциях. Все ребята учатся в школе в режиме продленного дня, для них организовано четырехразовое питание. Имеется развозка детей по городу, — рассказал директор школы Улан ҚУАНЫШ.

В школе имеются спортивный зал, футбольное, баскетбольное и волейбольное поля, зимний сад, библиотека с читальным залом, актовый зал, кабинет гончарного дела. Функционируют кабинеты дополнительного образования, такие как робототехника, STEM-лаборатория, трудовые и швейные мастерские, комната Монтессори, кабинет сенсорной разгрузки, двигательной активности, солевая шахта, бассейн и медицинский блок, что позволяет обеспечить комплексное сопровождение обучающихся в школе.

Также, по словам директора школы, дети, обучающиеся на дому, включены для социализации, интеграции и адаптации в обществе в школьные занятия и мероприятия с частичным сопровождением родителей. Имеется ресурсный центр для коррекционной поддержки детей, обучающихся на дому. В дальнейшем планируется данную категорию детей включить в секции дополнительного образования (кружки, факультативы) с учетом индивидуального психофизиологического развития.  По мере реализации индивидуальной программы обучения проводится анализ достижений каждого ученика и составляется план на следующее полугодие. Согласно графику занятий, дети посещают коррекционно-развивающие и индивидуальные занятия со специалистами, лечебно-оздоровительные процедуры (бассейн, ЛФК, массаж, физиотерапия). Ежегодно во время летних каникул организуется пришкольный лагерь.

Вторым объектом посещения стала психолого-медико-педагогическая консультация №3, которая находится по улице Чингиза Айтматова, 41а.

ПМПК — это организация образования, которая проводит обследование детей от рождения до 18 лет для оценки особых образовательных потребностей.

Здесь определяются особые образовательные потребности у детей с отклонениями в развитии, нарушениями интеллекта, со сложностями в обучении. После диагностики родителям выдается заключение с рекомендациями по программам и сопровождению специалистами.

—  Основная проблема — нехватка специалистов узкого профиля: логопеды, дефектологы, сурдо-, тифлопедагогы и другие. Количество детей с особыми образовательными потребностями ежегодно растет.  В столице соблюден международный норматив — одна ПМПК на 50 тысяч детей. Однако остается вопрос кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК). Необходимо развивать это направление как за счет государственных учреждений, так и с привлечением частного сектора — ГЧП. Важно рассматривать возможность госдотаций для частных кабинетов. На сегодня в столице действуют 5 кабинетов коррекции. Планируется открыть еще один в 2027 году. Расширение сети КППК будет зависеть от бюджетных возможностей и кадрового обеспечения, — сообщил руководитель Управления образования Астаны Касымхан СЕНГАЗЫЕВ.

Следующими двумя объектами мониторинга стали кабинеты психолого-педагогической коррекции №2 и 5.

КППК — это специальная организация образования, которая предоставляет комплексную психолого-педагогическую помощь детям с особыми образовательными потребностями и их семьям. Дефектологи, психологи, логопеды, тифло- и сурдопедагоги проводят коррекционные развивающие программы: групповые, подгрупповые, индивидуальные для детей с особенностями развития. Услуги в кабинетах коррекции предоставляются бесплатно и направлены на улучшение развития ребенка и его успешную социализацию.

КППК предоставляет помощь школам и учителям в организации обучения детей с особенностями, также координирует взаимодействие с медицинскими службами и центрами психического здоровья.

Руководитель КППК №5 Гулжанар АХАЕВА рассказала, что кабинет функционирует с 1 апреля. Проектная мощность учреждения составляет от 200 до 300 детей в год. Здесь работают 20 высококвалифицированных специальных педагогов, все с высшим профильным образованием. Общая площадь учреждения — 625 кв. м,
10 специализированных кабинетов. Все они оснащены современными методическими и дидактическими материалами.

— Особенностью работы кабинета коррекции №5 является применение современных методов коррекционной помощи, таких как сенсорная интеграция, элементы АВА-терапии и методика Floor Time. Учреждение полностью оснащено оборудованием для реализации программ сенсорной интеграции. На сегодняшний день в кабинете коррекции №5 завершен первый цикл работы, в рамках которого обучили около 70 детей, — отметила руководитель кабинета.

Завершая объезд, своим мнением о создании условий для детей с особыми образовательными потребностями в столице поделилась член Общественного совета Астаны Назгуль МАКЖАН.

— Это были не просто формальные визиты, а возможность своими глазами увидеть, как на практике реализуется государственная политика по созданию инклюзивной среды для детей с особыми образовательными потребностями. В Астане ведется системная работа: открываются кабинеты поддержки инклюзии, укрепляется материально-техническая база школ и колледжей, повышается квалификация специалистов и педагогов-ассистентов. Однако остаются проблемы, требующие внимания: очередь на получение коррекционных услуг, нехватка узких специалистов, необходимость обновления нормативной базы для профессионального образования особенных детей. Главная цель — не просто интеграция, а полноценная социализация и раскрытие потенциала каждого ребенка. Инклюзия — это не про жалость, а про равные возможности, уважение к индивидуальности и веру в способности каждого. Мы, члены Общественного совета и представители гражданского общества, будем и дальше держать эти вопросы на контроле, поддерживать инициативы и решения, направленные на создание условий, в которых каждый ребенок сможет чувствовать себя нужным, любимым и успешным, — отметила она.

Куралай МУРАТОВА

фото Василия КРАСЬ

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button