Культура

Музыкальное путешествие сердца: Мишель Бурдонкль на фестивале «Астана кештері»

В рамках XIV Международного фестиваля искусств «Астана кештері», организованного Гуманитарным фондом «Дегдар» при поддержке театра «Астана Опера», прошёл один из самых тонких и философски насыщенных вечеров фестивальной недели – сольный концерт французского пианиста Мишеля Бурдонкля, названный «Дневник странствий».

Лауреат международных конкурсов, ученик Жана Юбо и Доминика Мерле, музыкант, игравший в Карнеги-холле, Большом зале Московской консерватории, Сала Верди в Милане и других крупнейших концертных залах мира, Бурдонкль представил программу, охватывающую географические и эмоциональные широты от Швейцарии до России.

Зрители лицезрели не просто концерт, а глубокое личное высказывание, пронизанное интонацией размышления и искреннего признания. От философской медитации Листа в «Долине Обермана» – музыкального образа человеческой души, одинокой и ищущей, до тончайших лирических нюансов Шопена, от колоритных пьес Деода де Северака, вдохновлённых испанским анклавом Льивия, до напряжённой, драматической Сонаты №7 Прокофьева – этот вечер был соткан из путешествий: географических, музыкальных, человеческих.

Особое место в программе заняли две пьесы Деода де Северака – «Погонщики мулов пред Христом в Льивии» и «Возвращение погонщиков мулов». Это музыкальный портрет испанского местечка Льивия, за которое долгое время спорили Франция и Испания, пока оно не стало испанским анклавом, окружённым французской территорией. Эти пьесы стали атмосферным мостом между Францией и Испанией, переплетением культур и настроений.

Нельзя не отметить и финал концерта – исполнение Сонаты №7 Сергея Прокофьева. Написанная в разгар Великой Отечественной войны, она наполнена тревогой времени, внутренней борьбой, но в то же время жизнеутверждающим посланием. В интерпретации Бурдонкля соната прозвучала как откровение – страстное, искреннее, вызывающее к размышлению о смысле человеческого существования.

В эксклюзивном интервью нашему изданию маэстро рассказал о философии в профессии, о том, как каждое исполнение одного и того же произведения становится новым диалогом с собой, и почему он считает своё творчество не только музыкальной, но и гуманистической миссией.

«Для меня быть пианистом сегодня – значит говорить сердцем, напоминать людям, что именно сердце наш главный проводник. Если ты вкладываешь в игру всё своё сердце, если ты уважаешь других и живёшь с любовью, у тебя не возникнет желания причинять боль. Музыка может и должна быть проводником мира, доброты и размышлений. Это и есть моя миссия».

Маэстро поведал, что он играет произведения Ференца Листа с 17 лет: «И каждый раз это другой я…»

В программе прозвучали произведения, сопровождающие Мишеля десятилетиями. Прокофьев вошёл в его жизнь в 15 лет, Лист чуть позже. Но, по словам пианиста, каждое возвращение к ним – внутренний диалог, наполненный новыми смыслами:

«Я сам меняюсь, меняется и музыка. Если бы я играл всё одинаково, это значило бы, что я никуда не двигаюсь. Но я артист, а артисты всегда сомневаются. Это и есть рост».

Бурдонкль выступал во множестве стран и признаётся, что в Казахстане он чувствует особенное тепло: «Я уже играл в Астане дважды с оркестром, и каждый раз с потрясающей публикой. Есть залы, где чувствуешь сердечность сразу. В Камерном зале «Астана Опера» я это ощутил с первых аккордов».

Помимо концертной деятельности, Мишель уже более 45 лет преподаёт и считает, что задача педагога не только научить играть, но и воспитать уважение к культуре и миру:

«Я прошу студентов быть внимательными к тексту композитора, не увлекаться поверхностной интернет-славой, а думать, читать, понимать. И помнить, что сцена не место для эго. Мы не для того, чтобы блистать. Мы для того, чтобы делиться».

В конце вечера, когда последний аккорд сонаты Прокофьева растворился в тишине зала, стало ясно: этот концерт стал не просто выступлением в афише фестиваля, а важной встречей. Встречей с собой, с музыкой, с тишиной, в которой живёт настоящее.

XIV Международный фестиваль искусств «Астана кештері» объединил в этом году музыкантов из Франции, Китая, Италии, Германии, Австрии и Казахстана. И каждое выступление как новое окно в мир, где искусство не роскошь, а необходимая для развития духовности атмосфера.

Зарина Мухамедали

Фото предоставлено организатором концерта

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button