Мода на ретро

Выставка ретроавтомобилей и предметов быта ушедшей эпохи собрала на ЭКСПО большое количество зрителей. Яркие воспоминания, запах бензина и тепло человеческой памяти объединились благодаря усилиям общественного объединения «Авто-Мото-Целина».
Экспозицию представили в рамках масштабной международной автомобильной выставки, где были собраны более 100 производителей и брендов со всего мира.
– Почему под открытым небом? Да потому, что это не просто демонстрация техники – это живая историческая картинка, которую мы дарим городу, его жителям и гостям. Внутри павильона места заняты – там производители, бренды, бизнес. А мы о другом, мы о чувствах, о ностальгии, о технике, которую еще можно завести с ручки и услышать, как у нее бьется сердце, – сказал руководитель общественного объединения «Авто-Мото-Целина» Ерлан БАРЕНОВ.
Свою экспозицию организаторы разместили под летним небом столицы. Все машины – на ходу.
– Мы только что вернулись с автопробега, посвященного 80-летию Победы. Прошли примерно полторы тысячи километров: Степногорск, Степняк, Акколь. Все автомобили справились. А здесь, на выставке, любой может подойти и попробовать завести мотор вручную. Удовольствие непередаваемое, – отметил Ерлан Баренов.
Ностальгия – едва ли не главный мотив всей выставки. По словам организаторов, интерес к ретро не случаен. В последнее время люди все чаще обращаются к прошлому в поисках простых и настоящих чувств.
– Как однажды сказал Жан Рено: «С приходом моды на ретро, возможно, вернутся такие большие человеческие и простые чувства, как нравственность, доброта и честность». Люди устали от напускного, от избытка внешнего. Они хотят чего-то подлинного и находят это здесь, – считает собеседник.
В числе представленных экспонатов – легендарный ГАЗ-51 1955 года выпуска. Эта машина принадлежала отцу Баренова, который работал водителем, затем завгаром. Ради памяти о нем автомобиль был выкуплен и восстановлен.
– Когда мы нашли машину и привезли, вложили не деньги – душу. Она была первой. Сейчас таких машин у нас десятки. И каждый экземпляр – это история, это чувства, это мост между поколениями, – говорит он.
Помимо автомобилей Горьковского завода имени Лихачева, на выставке были представлены предметы быта: угольный утюг, механическая точилка для карандашей, старинные радиоприемники и видеомагнитофоны, советские игрушки и даже трехколесный велосипед «Балдырган», на котором сейчас катается уже младшее поколение семьи Бареновых. Особое внимание гостей привлекла солдатская полевая кухня образца 1948 года – с черпаками, котлами на 75 и 125 литров, способная накормить до 300 бойцов.
Среди посетителей выставки мы обратили внимание на гостя из Китая, которого особенно заинтересовал старинный катушечный радиоприемник.
– Он настроил волну и с удивлением услышал свое родное радио. Попросил продать, предложил 500 долларов. Но я отказал. Это музейный экспонат. Такие вещи не продаются. Мы свою историю не продаем. Мы несем свою миссию: напоминаем людям, что прогресс – это не только айфоны и электрокары, это еще и память, это те вещи, которые держали нас в трудные времена, это то, что нас объединяло и делало человечнее, – сказал Ерлан Баренов.
Организаторы выставки мечтают создать в Астане краеведческий музей – настоящий, живой, наполненный историей вещей и историей людей. Сегодня у них уже собрана большая коллекция, часть которой они показывают на мероприятиях в школах, колледжах, на городских праздниках.
– Когда молодежь смотрит на эти предметы – старые телефоны, камеры, игрушки, они не просто удивляются, они задают вопросы, интересуются, впитывают. Это значит, что у нас есть шанс быть услышанными, – добавляет он.
Выставка вызвала живой отклик у посетителей. Старшее поколение с теплотой узнает знакомые предметы быта, среднее вспоминает, как ими пользовались в детстве и юности, а молодежь пробует, экспериментирует, интересуется. Выставка становится пространством диалога между поколениями – без лекций и нравоучений, через живой опыт, через прикосновение к настоящему прошлому.
– В этих предметах не просто металл и пластик, в них заложены усилия, забота, доброта. Мы стараемся, чтобы молодежь почувствовала, насколько велик был путь от первых послевоенных лет до полета Гагарина в космос. Всего 16 лет – и какой рывок! Это вдохновляет. Это учит, – отметил Ерлан Баренов.
Организаторы не продают экспонаты даже за серьезные суммы. По их словам, история не продается. Именно с такой идеей они продолжают собирать коллекцию, развивая свою инициативу, и надеются на поддержку города и неравнодушных жителей.
Екатерина ТЫЩЕНКО
Фото Ерлана БАРЕНОВА