Материнское сердце

В театральной лаборатории Qalleki Казахского национального музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева с аншлагом прошла премьера спектакля «Шеңбер».
Постановка создана по мотивам пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта «Кавказский меловой круг» в переводе на казахский язык Зулкарная САКИУЛЫ.
Режиссером-постановщиком выступил Улан КАБЫЛ, а сценографией и костюмами занималась Шынар ЕЛЕМБАЕВА, которая придала визуальному образу спектакля цельность и выразительность. Спектакль представлен в жанре эпической драмы, характерной для творчества Брехта, и стал настоящим событием в культурной жизни столицы.
В центре драматического повествования история простой девушки по имени Груша, которая во время войны находит брошенного младенца и, рискуя собственной жизнью, становится ему настоящей матерью. Сквозь суровые испытания и несправедливость героиня пронесла силу любви, сострадания и самоотверженности – те вечные ценности, которые звучали особенно остро в переод непростых времен.
– Вообще о Брехте мы, конечно, знали и раньше, но, как оказалось, не знали его по-настоящему глубоко. Когда начали работать над пьесой, это было похоже на возвращение к азбуке – такое ощущение, будто заново учились читать, – рассказала главная героиня Айкоркем ТУРАНОВА. – Режиссер долгое время изучал материал, готовился, полностью «созрел» для него. И только потом собрал нас. Он словно заново обучил нас «буквам» – так глубоко мы вникали в суть. На все это ушло, наверное, месяца два. Каждый персонаж – кто он, где родился, что делал – все до мельчайших деталей мы в себе прожили, прежде чем приступить к работе. Это был колоссальный опыт, потому что работали совершенно иначе, не как раньше. Брехт – это же отчуждение, жанр отстраненности, и с этим действительно было не просто. Но тем ценнее оказался опыт. Я замужняя женщина, у меня есть дети. А моя героиня совсем другая. Она еще не была замужем, даже за руку с мужчиной не держалась. А потом она проходит путь становления и превращается в зрелую, состоявшуюся женщину. И эту внутреннюю трансформацию нужно было передать на сцене. Мне особенно сложно далось начало – показать легкость и энергию молодой девушки. Это потребовало от меня особого настроя. Финал тоже оказался непростым – я чувствую, что еще не до конца «созрела» для этой роли. Думаю, чтобы полностью прожить ее, нужно сыграть минимум десять раз. Самая эмоциональная сцена – свадьба. Там героиня будто попадает в ловушку как дикое животное. Даже брат ее предает. И единственное, что поднимает ей настроение – это сын Михаил. Она выходит замуж за человека, которого не любит. Это тяжелый, надломный момент.
По словам актрисы, спектакль поставлен в жанре эпической драмы. Его особенность в том, что каждая сцена – самостоятельная форма.
– У каждой есть своя точка, своя кульминация. И я думаю, что зритель, пришедший на этот спектакль, не уйдет с одной мыслью – он будет выносить что-то новое из каждой сцены. У каждой сцены, которую мы сегодня показали, было не меньше десяти вариантов. Режиссер отобрал самые выразительные и создал из них итоговое произведение, – считает главная героиня.
Спектакль «Шеңбер» стал глубоким сценическим высказыванием о гуманизме, справедливости и материнской любви, открывая зрителям возможность переосмыслить моральный выбор человека в экстремальных обстоятельствах.
– Брехт – это целый мир. Его жизнь была непростой, особенно в военные годы. Он глубокий, философски мыслящий автор, разработавший собственную теорию, известную как эпический театр с эффектом отчуждения. Мне показалось, что сквозной темой его творчества является поиск человеком своего места в огромном и порой жестоком мире. Обращение к такому литературному материалу – это всегда большая ответственность. Это своего рода вызов самому себе, почти дуэль с произведением. Мне кажется, что главная идея нашей постановки связана с тем, как материнское сердце тоскует по ребенку даже во время краткой разлуки. По законам жизни мы взрослеем, стареем, сменяются поколения. К сожалению, уходят из жизни родные и близкие, и в душе возникает пустота. Именно в этом контексте я немного изменил сцену суда. В процессе репетиций пришел к выводу, что в финале у Брехта мальчик выбирает не биологическую мать, а ту, которая по-настоящему его любила и защищала. Мне кажется, что это не столько про физическую смерть, сколько символическое осуждение бездушного отношения к матери и одновременно образ воспоминания о беззаботном детстве, – отметил режиссер постановки Улан КАБЫЛ.
Особую атмосферу постановке придало сильное актерское исполнение. В спектакле занят весь цвет талантливой труппы Qalleki.
Шынар ХАМИТОВА
Фото предоставлены театром