Главная

Коммунальная служба переходит на цифровой формат

Ярким примером того, как цифровизация всерьез меняет работу коммунальных служб, является опыт столичного автопарка ТОО «Астана Тазалық». Здесь контроль маршрутов, расход топлива, качество уборки, состояние и безопасность водителей управляются цифровыми системами. Наш репортаж о том, как внедрение ИИ помогает рабочим профессиям уверенно шагать в будущее.

 

Когда техника заменяет три КАМАЗа

Экскурсию по автопарку провел руководитель отдела контроля транспорта компании «Астана Тазалық» Дастан МУСАБЕКОВ — человек, который знает не только каждый болт в этих машинах, но и каждую линию и точку на Цифровой карте города. И именно он показал нам, как сегодня выглядит настоящая цифровая трансформация городской уборки.

Стоит только войти на территорию автопарка, как перед глазами открывается огромная площадка, на которой ровными рядами стоят КамАЗы, грейдеры, вакуумные пылесосы, погрузчики, снегоуборочная спецтехника, комбинированная дорожная машина (КДМ) Mercedes и новенькие IVECO, собранные в Казахстане. Ярко-оранжевый цвет машин делает парковку похожей на армию выстроившейся техники.

Особое внимание привлекает белая КДМ IVECO — многофункциональная техника для зимнего содержания города. Широкие снеговые отвалы, два двигателя, экологический стандарт «Евро-5», экономичность — она, по словам Дастана Мусабекова, способна заменить несколько старых КамАЗов. Летом такая техника превращается в поливомоечную машину, а зимой легко переоборудуется для работы в снегу.

Рядом расположилась еще одна гордость парка — Volvo FM с итальянским отвалом Pelazza, настоящая снегоуборочная пушка с высоким клиренсом и мощным оборудованием.

Но особое место занимает комбинированная дорожная машина Mercedes — дорогостоящая, но очень эффективная. Ее мощная вакуумная система втягивает грязь, песок и пыль прямо с покрытия дороги, а боковые и центральные щетки обеспечивают глубокую очистку вдоль бордюров и в труднодоступных местах. Благодаря вместительному баку техника может долго работать без выгрузки, а экономичный двигатель снижает расходы.

— Недавно мы получили восемь новых самосвалов удаленно. До конца года ждем еще технику. Современные машины очень экономичны: старые в мороз приходилось прогревать по 20-30 минут, а новые запускаются даже при -30-40°C. В основном техника работает на дизеле — он экологичнее бензина. Газ и биодизель пока не используем, но следим за развитием технологий, — рассказывает Дастан Мусабеков.

Стоит отметить, что компания использует экологичные отечественные реагенты на основе магния. В их числе хлористый магний (бишофит), который применяют как самостоятельный материал или в составе специальных смесей. Они уменьшают коррозию и повышают эффективность обработки. Такие реагенты хорошо справляются с гололедом и снегом при температуре от 0 до -30°C, а некоторые формулы работают и в еще более сильные морозы.

— Раньше обычная соль вредила обуви, животным и природе. А магниевые реагенты, наоборот, действуют как удобрение — это хорошее экологичное решение, — поясняет собеседник.

 

Экология, мастерство и ответственность

Далее нас провели в ремонтный цех. Здесь работают токари, механики, специалисты по двигателям. Техника эксплуатируется в три смены и практически не простаивает, срок ее службы — около 5-7 лет. После этого машины списывают и продают на аукционе: их забирают местные жители для собственных хозяйственных нужд.

Всего в ремонтной зоне 14 боксов, каждый отвечает за свой участок работ. Дастан Мусабеков курирует сразу четыре направления: GPS-контроль, диспетчеризация, путевые листы и контроль расхода топлива. Он также рассказал, что отвечает за ГСМ и контроль, чтобы никто не злоупотреблял ресурсами.

 — Техника не отдыхает. Если она рабочая, то пашет три смены. В шесть утра выехала — и до ночи. Поэтому нам важно видеть все: где она, что делает, как работает водитель. По щеткам я точно вижу, сколько он убрал. Если водитель проехал три километра, но щетка была поднята, значит, участок не очищен. И никакие оправдания не помогут, — говорит руководитель отдела контроля транспорта.

Тем не менее, несмотря на большую ответственность, условия для водителей в компании ТОО «Астана Тазалық» хорошие, особенно в зимний период.

— Водители могут зарабатывать от 350 тысяч до миллиона тенге — все зависит от выработки. Во время дежурств водитель может открыть путевой лист, поехать домой или остаться у нас в общежитии, там можно отдохнуть, поспать, получить бесплатный обед. Есть тренажерный зал, спорткомплекс, — рассказывает спикер.

Позже он продемонстрировал систему искусственного интеллекта, установленную в кабинах машин водителей. Нам открывают дверь одной из новых машин. Мы поднимаемся и оказываемся внутри кабины.

— Смотрите, вот это бортовой экран. А здесь датчик, который следит за водителем. Он не мешает, просто работает. Камера фиксирует состояние человека: закрывающиеся глаза, замедленная реакция, изменения зрачков, попытки покурить или отвлечься от дороги. При нарушениях система автоматически отправляет руководителю короткие видеоролики — так удается оперативно реагировать на опасные ситуации, — делится спикер.

 

Цифровой медосмотр

Следующее место посещения — диспетчерская. В 6 утра здесь начинается день водителя. Перед выходом на линию каждый проходит предсменный осмотр на автоматизированном
комплексе Med365.

Все просто: водитель подходит к аппарату, прикладывает руку, смотрит в камеру, дышит в трубку. Аппарат проводит проверку и исключает человеческий фактор. Осмотр включает идентификацию по Face ID и RF ID, тест на алкоголь, измерение температуры, давления и пульса, проверку реакции зрачков, а также опрос на наличие жалоб. По завершении система формирует электронный чек о допуске, который затем подтверждает медработник.

Сейчас предприятие тестирует новый аппарат — «Адал ЧЕК», который выводит предсменный контроль на еще более высокий уровень. Здесь водитель проходит осмотр онлайн и без участия медперсонала. Идентификация стала расширенной — по карте СКУД, телефону, логину и паролю, а также по лицу. «Адал ЧЕК» измеряет давление, пульс, температуру, проверяет пары алкоголя в выдыхаемом воздухе, осматривает кожные покровы и слизистые и фиксирует жалобы.

— Система узнает водителя по лицу. Если придет другой человек, просто не пропустит. Даже если кто-то попробует передать смену, она сразу зафиксирует подмену. Раньше сидела медсестра… ну, сами понимаете, ходили с шоколадкой. Сейчас такое уже не пройдет, — показывает он работу аппарата.

После получения допуска на любом из аппаратов водитель сканирует QR-код, чтобы открыть электронный путевой лист. Если раньше для этого требовалось пройти несколько кабинетов с бумажным листком в руках, то теперь весь процесс занимает не более 30 секунд.

Коммунальная служба полностью переходит на цифровой формат. От заявки до акта выполненных работ — все данные формируются в электронном путевом листе. Водитель получает доступ к полной картине своей смены: пробег, отработанные часы, время движения и холостого хода, выполненные рейсы, расход топлива.

Такая цифровизация делает работу прозрачной, быстрой и безопасной и для водителей, и для предприятия, и для всего города.

Но на этом работа инженерно-технического состава не заканчивается. Контроль продолжается уже в диспетчерской — в центре управления всей городской уборочной техникой.

 

Пять секунд правды

В комнате стоит огромный экран с картой города. Система показывает в реальном времени работу всех 253 единиц спецтехники. Видны скорость, движение, включенные датчики, уровень топлива. ТОО «Астана Тазалық» убирает только 43% города — крупные магистрали и главные улицы, поэтому GPS-операторы следят, чтобы машины не отклонялись от маршрута.

— Видите точки? Это наши машины. Каждая двигается, я вижу, где она и что делает, — Дастан Мусабеков показывает на карту и нажимает на одну из точек: — Машина едет 5 км/ч, щетка опущена, топливо — 30 литров, маршрут — в норме. Если водитель поехал не туда, тоже увижу.

Затем началось самое интересное.

— Это наш искусственный интеллект, — говорит Дастан, показывая на экран с маленькими видеофрагментами. — Водитель разговаривает по телефону, прикрыл глаза, курит. Если водитель заговорил по телефону или отвлекся, система отправляет мне 5-секундное видео. У нас уже тысячи подобных записей. Это не слежка, а безопасность. Человек может устать, но город должен быть защищен. Да, работа у них тяжелая, но если человек засыпает — это опасно. А система, наоборот, его спасает.

В этом и есть смысл новой цифровой системы: она не заменяет человека, а делает его работу безопаснее. Именно так компания беспокоится о тех, кто ежедневно поддерживает порядок в городе.

 

Главная сила — в человеке

Покидая автопарк, ясно понимаешь: цифровизация здесь не для отчетов и красивых слов. Она становится частью повседневной работы, помогает держать ритм города, предотвращает ошибки, экономит бюджет и делает труд коммунальщиков честным, прозрачным и безопасным.

Но при всем технологическом прогрессе сотрудники не устают повторять: главная сила — в человеке.

— Искусственный интеллект подсказывает, но не заменяет нас. Контроль, распределение ресурсов, ручная работа — это все наше. Чистота — не только техника. Это честность, порядок и ответственность, — резюмировал Дастан Мусабеков.

И в этот момент особенно остро понимаешь: ТОО «Астана Тазалық» — не просто столичная коммунальная служба, это живой организм, в котором современные машины, цифровые системы и человеческий опыт работают в одном ритме. Здесь технологии помогают людям, а люди — городу. И именно поэтому Астана каждое утро просыпается чистой.

Алина ИМАМБАЕВА

Фото Василия КРАСЬ

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button