Государственный аудит в столице: практика, вызовы и пути развития, а также влияние новых норм Бюджетного кодекса на государственный аудит

Интервью с председателем Ревизионной комиссии И. Л. Акпомбаевым
– Уважаемый Иманжусуп Латкенович, на предыдущих интервью Вами четко было разъяснено о важной роли Ревизионной комиссии столицы в бюджетном процессе. Теперь можете рассказать нам какими подходами пользуется Ваш орган государственного аудита для обеспечения эффективности использования бюджетных средств нашей столицы?
– Немного напомню здесь, что, да, действительно, главной целью деятельности Ревизионной комиссии как органа внешнего государственного аудита является не только выявление нарушений законодательства, а цель больше направлена на повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора с выработкой действенных рекомендаций на основе выявленных недостатков и предложений по управлению рисками.
Одним из подходов нашей деятельности является использование системы управления рисками, то есть при планировании объектов государственного аудита берутся за основу итоговые значения рисков, которые рассчитываются согласно утвержденной типовой методике по входным данным самих объектов аудита. При этом учитываются такие факторы, как срок последнего государственного аудита на объекте, финансовые нарушения, освоение бюджетных средств, достижение показателей прямого и конечного результата и другие. То есть данная система позволяет включать в Перечень объектов аудита те объекты, которые имеют высокую степень риска и вероятность выявления нарушений.
Далее при проведении непосредственно самого аудита для повышения его качества, снижения вероятности упущений, эффективного распределения трудовых и временных ресурсов четко определяются цели и задачи каждого аудита, чтобы избежать расплывчатости и обеспечить фокус на наиболее важных аспектах деятельности объекта аудита. При необходимости обработки большого объема информации и данных используется выборочный метод, обеспечивается доступ к автоматизированным информационным системам.
Кроме того, в Ревизионной комиссии отделом контроля качества проводится контроль качества государственного аудита на всех этапах, начиная с предварительного изучения и до его завершения.
По результатам проверок даются соответствующие поручения и рекомендации на улучшение организации деятельности объектов аудита, а также Ревизионной комиссией проводятся семинары для работников бухгалтерских служб, администраторов бюджетных программ по правильности ведения бухгалтерского учета, финансовой отчетности и недопущению нарушений, в особенности которые повторяются систематически.
Далее нами проводится регулярный мониторинг принятых мер и рекомендаций объектами аудита, который позволяет оценить их результативность и внести необходимые коррективы.
Отмечу также, что по итогам каждого аудиторского мероприятия нами направляются предложения в центральные государственные органы по внесению изменений в нормативно-правовые акты.
– Какую тенденцию в изменении ключевых показателей Вашей деятельности за 2024 год Вы можете отметить? Если сравнивать с прошлым периодом нарушений становится больше или меньше? И какие меры принимаются с Вашей стороны?
– Безусловно, ежегодно нами выявляются нарушения. В основном они связаны с неэффективным планированием и использованием государственных ресурсов, которые выявляются во всех отраслях экономики: и в социальной сфере, и в реальном секторе. Ну и, конечно, финансовые нарушения.
Так, в 2024 году по итогам проведенных 15 аудиторских мероприятий общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 67,6 млрд тенге (2023 год – 70,9 млрд тенге), объемы неэффективно использованных бюджетных средств и активов государства – 40,9 млрд тенге (2023 год – 69,6 млрд тенге), неэффективного планирования – 107,9 млрд тенге (2023 год – 41,5 млрд тенге).
Если говорить в сравнении с прошлым отчетным периодом, то наблюдается небольшое снижение финансовых нарушений или на 5,3%, неэффективное использование сократилось на 41,2%. При этом нарушения по неэффективному планированию у нас увеличились практически в 2,6 раза.
Если говорить о видах нарушений, то это нарушения ведения бухгалтерского учета и отчетности, законодательства о государственных закупках, проблемы при управлении государственной собственностью и другие.
Итоги аудита показывают, что нарушения допускаются по причине недостаточного оперативного реагирования ответственных лиц на изменение нормативно-правовых актов, незнания законодательства, недостаточного контроля за использованием средств и активов государства, а также из-за отсутствия комплексного анализа возникающих отраслевых проблем.
Нашими мерами реагирования на устранение нарушений является направление предписаний объектам аудита. Так, за 2024 год в адрес объектов аудита направлено 60 предписаний.
Также в рамках компетенции Ревизионной комиссии составлены 39 протоколов об административных правонарушениях на общую сумму 4,7 млн тенге.
Кроме того, уполномоченными органами по итогам аудитов, проведенных Ревизионной комиссией, по 99 фактам привлечены юридические и должностные лица объектов аудита с наложением штрафа на сумму 11,7 млн тенге.
Если же мы выявляем факты, в которых усматриваются признаки коррупции, то материалы после принятия постановления передаются в правоохранительные органы.
– Скажите, пожалуйста, итоги Ваших аудиторских мероприятий как-то оказывают влияние на принятие управленческих решений со стороны органов управления столицы и улучшение финансовой дисциплины?
– По всем проблемным вопросам информация по итогам проведенных аудиторских мероприятий на постоянной основе нами направляется в маслихат и акиму города Астаны и озвучивается на совещаниях при участии депутатов и руководства города.
Конечно, все наши поручения и рекомендации объектами аудита, как правило, исполняются своевременно, так как за это законодательно предусмотрена ответственность.
По итогам аудиторских мероприятий ежегодно отмечаются нарушения и недостатки, приводящие к некачественному планированию бюджетных средств администраторами бюджетных программ: необеспечение полноты и достоверности информации к расчетам, несоблюдение требований разработки и утверждения бюджетных программ в части качественного определения показателей результативности и их взаимоувязки с документами системы государственного планирования, содержащихся в бюджетных заявках. В итоге данные обстоятельства приводят к неэффективному использованию средств.
Следует отметить, что, помимо аудиторских мероприятий, Ревизионной комиссией проводится оценка исполнения местного бюджета, в рамках которой даются рекомендации уполномоченным органам по планированию и исполнению бюджета, администраторам бюджетных программ в части обеспечения качественного планирования бюджета с корректировкой плановых показателей доходов и расходов, эффективного использования средств местного бюджета с проведением анализа имеющихся рисков неосвоения и своевременного принятия соответствующих мер, рационального распределения остатков бюджетных средств.
Однако рекомендации Ревизионной комиссии не всегда должным образом исполняются, о чем свидетельствуют итоги аудиторских мероприятий. И на это, по моему мнению, влияют такие факторы, как частая смена руководителей государственных органов, незнание законодательства, недостаточный опыт работников и текучесть кадров.
Вместе с тем рекомендации касательно улучшения внутренней деятельности объектов аудита в части неэффективного использования имущества, несоответствия требованиям законодательства внутренних документов (устав, положения, учетная политика), качественного оказания услуг, критериев системы оплаты труда, проведения обучения со стороны органов управления исполняются своевременно.
– Каким образом Ревизионная комиссия как орган государственного аудита взаимодействует с другими органами власти и общественностью в рамках осуществления своих функций?
– Ревизионная комиссия в рамках своих компетенций взаимодействует с Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан, маслихатом, исполнительными органами, правоохранительными органами, общественными организациями. В этом взаимодействии госорган стремится выступать в качестве стратегического партнера, который помогает формировать перспективную картину социально-экономического состояния столицы и комплексное понимание рисков недостижения целей развития.
Взаимодействие с маслихатом столицы, Высшей аудиторской палатой, местными исполнительными органами осуществляется по следующим традиционным направлениям:
- предоставление на рассмотрение маслихата отчета об исполнении местного бюджета, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету местного исполнительного органа;
- подготовка информации по запросам депутатов маслихата;
- представление результатов аудиторских и экспертно-аналитических мероприятий в маслихат и аппарат акима столицы;
- участие председателя и членов, руководителя аппарата ревизионной комиссии на сессиях и заседаниях маслихата и его постоянных комиссиях, а также Общественного совета города;
- участие депутатов маслихата на заседаниях Ревизионной комиссии по рассмотрению итогов аудиторских мероприятий;
- ежеквартальное предоставление Высшей аудиторской палате информации о своей работе за отчетный период;
- проведение параллельных и совместных проверок с Высшей аудиторской палатой и Департаментом внутреннего государственного аудита.
– Какие основные вызовы и проблемы стоят перед Вами в настоящее время?
– Как я уже отмечал, работа Ревизионной комиссии направлена на усиление эффективности использования бюджетных средств при планировании и исполнении бюджета.
Как показывают итоги оценки исполнения бюджета, в бюджетном процессе столицы ежегодно отмечаются положительные и отрицательные моменты, которые влияют на качество исполнения бюджета.
Так, за последние 3 года отмечаются значительные суммы неисполнения бюджета (2022 год – 16461,7 млн тенге, 2023 год – 5752,5 млн тенге, 2024 год – 11830,5 млн тенге).
Ежегодно отмечается значительное перевыполнение доходной части бюджета (2022 год – 33134,9 млн тенге, 2023 год – 23285,2 млн тенге, 2024 год – 77629,1 млн тенге), которое, несмотря на многочисленные корректировки бюджета, своевременно не используется на развитие столицы. Данная ситуация, на наш взгляд, объясняется некачественным планированием балансировки доходов и расходов бюджета.
Ревизионная комиссия отмечает, что неполное освоение бюджета администраторами бюджетных программ явилось следствием таких причин, как корректировка проектно-сметной документации, незавершенные конкурсные процедуры по государственным закупкам, невыполненные договорные обязательства поставщиков, судебные разбирательства, а также низкая ответственность исполнителей и отсутствие контроля со стороны руководства.
Как известно, с развитием экономики столицы ежегодно отмечается рост численности населения, территории, социальных объектов и, следовательно, объема бюджета. Все эти факторы оказывают нагрузку на государственных аудиторов, так как в нашей работе много процедур, требующих более тщательного подхода для проведения анализа и аудита эффективности.
Помимо этого, в последние годы наших аудиторов привлекают для участия в аудиторских мероприятиях Высшей аудиторской палаты, а также правоохранительных органов, что отрицательно может влиять на своевременность и эффективность проведения аудиторских мероприятий Ревизионной комиссии и не отражает деятельность самой Ревизионной комиссии.
Таким образом, как и в любой структуре, у нас имеются определенные проблемные моменты, которые мы стараемся решать по мере возможности.
– Какие, на Ваш взгляд, наиболее значимые изменения произошли в Бюджетном кодексе и как они повлияют на работу Ревизионной комиссии?
– Новый Бюджетный кодекс Республики Казахстан, принятый в марте 2025 года, усиливает контроль за использованием бюджетных средств и повышает роль государственного аудита. Изменения направлены на повышение эффективности расходования государственных средств, прозрачности бюджетных процессов и усиление ответственности за целевое использование денег.
К примеру, кодекс ограничивает использование средств Национального фонда, в частности, запрещает выделение льготных средств квазигосударственного сектора и устанавливает строгие критерии отбора проектов для финансирования. Поэтому нам, как органу государственного аудита, необходимо более пристально обращать внимание на целевое использование средств Национального фонда и эффективность проектов.
Вводится солидарная ответственность руководителей госорганов и регионов за недостижение целей бюджетных программ. Это подразумевает со стороны государственного аудита проведение более глубокого анализа причин неэффективного использования бюджетных средств и выявления виновных.
В целом новый кодекс призван улучшить межбюджетные отношения, в том числе за счет усиления роли ревизионных комиссий. Это предполагает более тесное взаимодействие местных исполнительных органов и ревизионных комиссий для более комплексной оценки эффективности использования бюджетных средств по направлениям, а не по отдельным статьям расходов, а также требует от государственного аудита большей открытости и доступности информации о результатах аудиторских проверок.
Таким образом, органам государственного аудита необходимо адаптироваться к новым требованиям и использовать расширенные возможности для повышения эффективности своей работы.