благоустройство

Город на экране мобильного телефона

Век цифровых технологий стремительно меняет облик городов по всему миру, и Астана не стала исключением. Какие инновации доступны в столице – читайте в нашем материале.

 

Городская платформа Smart Astana

Приложение объединяет более 70 городских сервисов, охватывая транспорт, здравоохранение, образование, культуру и коммунальные услуги. С помощью приложения пользователи могут в режиме реального времени отслеживать движение общественного транспорта, статус вылетов и прилетов международных и внутренних авиарейсов, а также ознакомиться с расписанием поездов, электричек и междугородных автобусов. В приложении для автовладельцев столицы предусмотрены функции поиска платных парковок и оплаты парковочных мест в удобном формате. Вместе с тем в мобильном приложении Smart Astana функционирует сервис «Stop, коррупция», который позволяет жителям города быстро и анонимно сообщать о случаях коррупции. С помощью этого инструмента пользователи могут эффективно и безопасно передавать информацию о нарушениях в систему противодействия коррупции.

Чтобы начать пользоваться всеми возможностями Smart Astana, достаточно скачать приложение через App Store или Google Play. Для регистрации нужно указать номер телефона и получить код подтверждения. Все сервисы будут доступны сразу после авторизации.

 

iKomek109

– Очень важно совершенствовать городские стандарты. С 2018 года мы наблюдаем значительный рост обращений. Во время пандемии их количество превысило 2 миллиона и охватывали они широкий круг тем – от здравоохранения до общественного транспорта и коммунальных услуг. При этом около 80% звонков носили консультационный характер, остальные были связаны с различными инцидентами. Люди также активно используют социальные сети для связи с нами. Население города продолжает расти – среднегодовой прирост составляет порядка 60 тысяч человек. Официально в столице проживает более 1 миллиона 350 тысяч человек, и с увеличением численности растет нагрузка на инфраструктуру. Основная жалоба граждан – нехватка автобусных маршрутов. iKomek109 сегодня – это не просто колл-центр. Мы играем роль связующего звена между жителями и акиматом. Наше приложение доступно круглосуточно, и мы обеспечиваем оперативную обратную связь. В прошлом году начали обучение нейросетей и внедрение видеороботов. Однако столкнулись с определенными трудностями, особенно в части перевода на казахский язык. В будущем рассчитываем на более широкое применение искусственного интеллекта, но важно помнить о социальной ответственности и обучении машин для работы в нашем контексте. Кроме того, мы провели сравнительный анализ внедрения инновационных практик в сфере городского управления, сопоставив опыт США и Казахстана на примере колл-центров, – сказал генеральный директор компании Аскар ТАКСИМОВ.

За шесть месяцев 2025 года центр iKomek109 обработал свыше 1 миллиона обращений и 220 тысяч инцидентов. Более 82% вопросов были решены с первого раза, что говорит о высокой эффективности работы службы.

 

E-knot

– Электронный сервис E-knot – мобильное приложение, объединяющее соседей и призванное сделать сферу ЖКХ прозрачной. Звучит как енот, knot с английского – электронный узел, с другой стороны, это животное, которое любит мыть, чистить. Поэтому мы ассоциируем проект с желанием сделать сферу ЖКХ прозрачной. Приложение предоставляет возможность каждому собственнику квартиры инициировать созыв собрания для обсуждения изменений тарифов, правил или выбора председателя ОСИ. Закон «О жилищных отношениях» позволяет это сделать согласно пункту 10 статьи 42-2. Важным аспектом приложения является проверка права собственности каждого участника. При регистрации в приложении необходимо указать адрес и ИИН, после чего система проводит проверку наличия соответствующих прав. Видеозаписи собраний также играют важную роль в случае спорных ситуаций в суде, предоставляя неопровержимое доказательство соблюдения прав и процедур. Для успешного проведения собрания необходимо, чтобы присутствовало 50% собственников, что для домов с более 150 квартирами становится невозможным, особенно в традиционном офлайн-формате. Для преодоления этой сложности сервис предлагает альтернативные методы голосования, такие как электронное или заочное, через опросные листы. Помимо голосований, E-knot предлагает дополнительные условия и возможности для активного участия собственников. Наши сотрудники активно общаются в чатах, напоминают о голосованиях, звонят и отправляют SMS с инструкциями. Основная задача сервиса – мотивировать и активизировать сообщество, чтобы каждый собственник мог участвовать в принятии важных решений для своего дома. Всего за минуту времени собственники могут сделать значительный вклад в решение проблем своего дома и сферы ЖКХ в целом. Часто многие дома остаются бесхозными, и E-knot стремится изменить эту ситуацию, обеспечивая собственникам удобный и прозрачный инструмент для участия в принятии решений и решения собственных проблем, – сказал IТ-архитектор, заместитель директора ТОО «Центр устойчивого развития столицы» Виталий ПУСТОВОЙТЕНКО.

 

«Нет наркотикам»

Сервис «Нет наркотикам» в приложении Smart Astana предоставляет простой и эффективный способ сообщить о нарушениях, таких как наркограффити и закладки, а также оперативно передать информацию в правоохранительные органы. Чтобы воспользоваться сервисом «Нет наркотикам», пользователю необходимо установить приложение на свой мобильный телефон и пройти регистрацию. Затем на главной странице нужно зайти в раздел «Популярные» и выбрать подраздел «Отправить обращение «Нет наркотикам». Пользователи заполняют форму обращения, указывая фамилию, имя и отчество, номер телефона, адрес и текст сообщения. Также есть возможность прикрепить фото или видео с зафиксированным правонарушением. Все обращения обрабатываются оперативно, по каждому факту принимаются меры в соответствии с законодательством.

 

eGov Mobile

Особого внимания заслуживает рост популярности мобильного приложения eGov Mobile – его аудитория достигла 11 миллионов. Одним из самых востребованных сервисов в приложении остается раздел «Цифровые документы», которым казахстанцы воспользовались более 40 миллионов раз. На сегодняшний день в приложении доступны 38 цифровых документов, включая удостоверение личности, водительские права, студенческие билеты и другие. Цифры подтверждают стабильную активность пользователей: ежемесячно приложение eGov Mobile использует более 5,8 миллиона человек. Помимо привычных справок и базовых услуг, казахстанцы все активнее осваивают новые цифровые инструменты. Среди наиболее востребованных – проверка утечек данных с сервисом Nomad Guard, оформление медицинской справки формы 073/у через eGov Mobile, а также возможность отправить уведомление владельцу автомобиля о проблемах, замеченных на дороге, с помощью услуги «Оповещение владельца авто о проблеме». Популярностью также пользуется сервис «Закон и порядок», позволяющий подать обращение в полицию по различным инцидентам в реальном времени – от ДТП до бытового насилия.

Развитие цифровых сервисов не ограничивается добавлением новых функций. Команда разработчиков системно работает над улучшением существующих решений: анализируется пользовательский опыт, оптимизируются сценарии, сокращается количество шагов при получении услуг. Многие доработки незаметны пользователю, но значительно повышают удобство и скорость оказания услуг.

С момента запуска электронного правительства граждане получили 573 миллиона услуг: 489 млн – через портал eGov.kz, 84 млн – через мобильное приложение eGov Mobile.

 

«Отбасы көмек»

Это мобильная веб-платформа оперативной помощи гражданам в сфере брачно-семейных отношений, а также в решении семейных конфликтов и защите прав детей. «Отбасы көмек» нацелен на повышение доступности профессиональной помощи в разрешении семейных кризисов. Проект предоставляет юридическую консультацию, защиту прав несовершеннолетних, ситуационное консультирование семей, рекомендации по выходу из конфликтных ситуаций с помощью медиаторов, психологов, экспертов и другие. Для этого создана специальная платформа – веб-сайт «Отбасы көмек», объединившая волонтерство, технологическую инициативу и стремление к общественным переменам через активную гражданскую позицию.

 

QalaQyzmet

Центр городских услуг QalaQyzmet продолжает предоставлять более 120 видов услуг в сфере ЖКХ и смежных направлений. С начала года оказано 113000 услуг: 57000 – онлайн, 56000 – во фронт-офисах. В числе самых востребованных – оформление договоров с коммунальными организациями, получение технических условий и консультации по расчетам в ЕРЦ.

В рамках инициативы «Бе­зопасный город» в Астане установлено свыше 1300 камер видео­наблюдения, интегрированных с Центром оперативного управления Департамента полиции. Особое внимание уделяется безопасности в школах: с начала года установлено 565 камер, до 2027-го планируется охватить 100 школ, подключив 5800 камер и 300 кнопок экстренного вызова SOS.

 

Медицинская история

Цифровые технологии смело используются и в медицине. Примером тому служит электронная медицинская система Damumed, которая заменяет бумажную карточку пациента. Все данные о вашем здоровье теперь хранятся в специальной компьютерной программе. Врач может быстро открыть ваш профиль и увидеть полную картину: чем вы болели, какие лекарства принимали, какие обследования проходили. Каждый ваш визит в поликлинику или больницу отражается в системе. Там фиксируются жалобы и диагнозы, назначенные лекарства, направления на анализы и результаты обследований, вакцинации, заключения специалистов, вся история приемов даже за прошлые годы. Если вы пришли на прием в другую поликлинику или переехали в другой город, врач все равно сможет увидеть вашу медицинскую историю. Это помогает быстрее поставить диагноз и избежать повторных обследований.

По поручению Президента в стране стартовал проект по установке 400 видеокамер на 100 автомобилях скорой помощи с возможностью хранения записей до 30 суток. Мера направлена на повышение безопасности медицинского персонала.

Стоит отметить, что Астана стала первым регионом, где процесс медосмотра призывников полностью переведен в электронный формат. Весной 2025 года через цифровую систему прошло более 2500 человек.

От умного управления транспортом до экологичных решений и онлайн-сервисов – современные технологии проникают во все сферы городской жизни, делая столицу Казахстана бе­зопаснее и комфортнее.

 

Алина ИМАМБАЕВА

Статьи по Теме

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Back to top button