Впереди еще много работы

В ходе пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК аким Астаны Женис КАСЫМБЕК рассказал о социально-экономическом развитии главного города страны и ответил на вопросы представителей СМИ. Журналистов интересовали самые разные темы: от транспортных проблем города, платных парковок и правил проведения марафонов до установки теплых остановок, строительства туристического квартала и контроля за недобросовестными подрядчиками.

Население: плюс 100 тысяч человек ежегодно
Все показатели социально-экономического развития столицы сохраняют положительную динамику, отметил аким столицы.
С начала года краткосрочный экономический индикатор составил 118,6 процента. Объем инвестиций достиг 2,1 трлн тенге, рост — 23,6 процента, из которых 66 процентов приходится на частные инвестиции.
Малый и средний бизнес остается основой экономики города, а также обеспечивает 72 процента валового регионального продукта и 70 процентов рабочих мест. Создано более 73 тысяч постоянных рабочих мест.
Уровень безработицы составил 4,3 процента, что на 0,3 ниже республиканского показателя.
Построено 3,9 млн квадратных метров жилых помещений — четверть объема жилья, введенного по всей стране.
Ежегодный рост населения увеличивает нагрузку на город и возлагает большую ответственность.
В ноябре население столицы превысило 1,6 миллиона человек.
В среднем численность населения ежегодно увеличивается примерно на 7 процентов, или 100 тысяч человек. За счет маятниковой миграции в столицу ежедневно приезжает более 200 тысяч человек. Также насчитывается около 100 тысяч незарегистрированных граждан.
Рост числа жителей требует предварительного развития инфраструктуры. Два года назад город столкнулся с нехваткой воды и тепловой мощности. Благодаря завершению работы насосно-фильтровальной станции № 3 и второго водопровода от Астанинского водохранилища дополнительно обеспечено 60 тысяч кубометров питьевой воды в сутки. В целом объем потребления воды в городе составляет 350 тысяч кубометров в сутки.
В этом году начато строительство четвертой насосно-фильтровальной станции, которая обеспечит постоянное водоснабжение города на десятки лет вперед.
Мощности первой канализационно-очистной станции увеличиваются, начато строительство второй станции. В Индустриальном парке, жилых массивах Көктал и Өндіріс реализуются проекты локальных очистных сооружений. Проекты будут завершены в 2027-2029 годах, что полностью решит вопрос водоотведения.
Введение новых источников тепла увеличило мощность тепловой системы на 34 процента. Текущий отопительный сезон проходит в штатном режиме. Например, сегодня при температуре минус 20°С профицит тепла составляет 1500 Гкал/час.
Для сохранения тепловых мощностей ведется строительство новой газовой теплоэлектростанции «Тельмана». Начата подготовка к расширению второй теплоэлектростанции и планированию следующей очереди третьей теплоэлектростанции.
Газификация столицы завершается. Газом обеспечено 95 процентов города, подведен газ к 14 жилым районам. В следующем году планируется достигнуть 100 процентов.
Продолжается реализация общенациональной акции «Таза Қазақстан». В течение года ликвидировано 328 незаконных свалок, вывезено более 120 тысяч тонн отходов. Внедрена цифровая система мониторинга вывоза отходов, что обеспечило контроль за услугой и сократило жалобы жителей на 99 процентов.
Во втором квартале следующего года совместно с иностранными инвесторами начнется строительство мусоросжигательного завода мощностью до 2250 тонн в сутки, который также будет производить электроэнергию. Завод планируется к запуску в 2028 году.
Благодаря комплексной работе за три года выбросы вредных веществ в атмосферу снизятся на 32 процента. Это результат газификации предприятий и жилых районов, перехода на экологический транспорт и озеленения.

Час пик: дороги и транспорт
— Хотел бы подробнее остановиться на транспортной системе столицы, — продолжил аким города. — Сегодня один из основных вопросов — высокая загруженность дорог.
В городе зарегистрировано 437 тысяч автомобилей плюс ежедневно заезжает 90 тысяч транзитных транспортных средств.
Наблюдается перегрузка улично-дорожной сети в часы пик в районах «Есиль» и «Нура» при подъездах к мостам, по проспектам Мәңгілік Ел, Кабанбай батыра, Туран, улицам Сарайшык, Кунаева, Достык.
Для решения этого вопроса акиматом сформирована детальная Дорожная карта по улучшению дорожно-транспортной инфраструктуры (Комплексная программа развития транспортной системы до 2035 года). Предусмотрены краткосрочные и долгосрочные меры.
Ряд краткосрочных мер уже принят и дал эффект. В частности, изменен график работы государственных органов и национальных компаний (39 тысяч работников), расположенных в районах «Есиль» и «Нура».
График действует в полном режиме с октября, что помогло улучшить ситуацию в утренние часы и днем. Скорость движения в часы пик увеличилась на 10-15% (+6 км/ч), что говорит о росте пропускной способности дорог. Нагрузка на основные магистрали снизилась на 5-10%.
Например, в начале сентября в утренний час пик по проспекту Мәңгілік Ел проезжали 4152 машины, после изменения рабочего графика пропускная способность увеличилась до 4420 единиц в час (+268 ед.), средняя скорость движения увеличилась на 2 км/ч (с 18 до 20 км/ч).
По проспекту Туран благодаря краткосрочным мерам количество транспортных средств утром в час пик увеличилось на 1174 машины (с 4190 до 5364 ед.), средняя скорость возросла на 3 км/ч (с 17 до 20 км/ч). По улицам Сарайшык (с 3300 до 3506 ед., скорость с 21 до 28 км/ч), Кунаева (с 2418 до 2710 ед., скорость с 21 до 26 км/ч) и Достык (с 2318 до 2572 ед., скорость с 23 до 27 км/ч), ул. Сыганак (было 4552 ед., стало 4550 ед., скорость с 21 до 27 км/ч).
Однако сохраняется вечерняя перегрузка, особенно на основных выездах и мостах. В вечерний час пик скорость осталась без изменений, интенсивность увеличилась всего на 4% (+63 ед./ч).
Сейчас доля поездок на общественном транспорте составляет 43%. Наша задача — увеличить ее до 65%, что соответствует городам с наиболее развитой транспортной системой, где этот показатель составляет 70-80%.
Суточный пассажиропоток в этом году достиг 1,1 млн человек, что на 37% больше, чем в 2024-м. 96% жителей обеспечены пешей доступностью к остановкам.
В этом году закуплено 422 автобуса, автопарк вырос до 1749 единиц. За два года обновлено 48% подвижного состава.
В 2026 году в коммунальный и частные автопарки поступят еще 485 автобусов, 10% из них — электробусы. Таким образом, общее количество подвижного состава достигнет 2100 единиц.
Линия ЛРТ работает в тестовом режиме. До конца месяца ожидается поставка всех вагонов. Завершается внутренняя отделка станций. В течение двух месяцев полностью будет завершена подготовка.
Система Bus Lane уже охватывает 140 км, в следующем году добавятся еще 30 км. В 2026 году запланирована работа по созданию 10 транспортно-пересадочных узлов как для перехвата внешних потоков, так и для удобства и скорости пересадок внутри города. В этом году построено 14 км новых дорог, отремонтировано 60 км. Открыто движение по улицам Айтматова, А62, Мухамедханова, Кунаева. Запуск восьмиполосной дороги на улице Айтматова снизил нагрузку на проспект Туран на 12%.
Одним из необходимых решений является строительство многоуровневых скоростных транзитных дорог. В городе приступили к проектированию двухуровневой дороги по Кабанбай батыра с продолжением по проспекту Республики до Богенбай батыра протяженностью 12,4 км. Строительство начнется в 2027 году. Подобные скоростные коридоры успешно реализованы в Сеуле, Москве, Токио, Пекине, Бангкоке, Париже. Ожидается, что двухуровневая дорога снизит заторы на 30-40%, сохранив исторический облик правого берега.
Кроме того, в Комплексной программе развития транспортной системы предусмотрена парковочная политика. Буквально на прошлой неделе был подписан договор о безвозмездной передаче всех парковок в коммунальную собственность города. Интеллектуальная транспортная система города активно развивается. 40 процентов светофоров работают в автоматическом режиме. К 2026 году этот показатель достигнет 82 процентов.
К 2027 году в городе будет создана полноценная система управления транспортом в соответствии с лучшими мировыми практиками.
Совместно с компанией Presight AI запущен проект Smart City. Установлено 20 тысяч камер с видеоаналитикой для обеспечения безопасности и быстрого реагирования. Сейчас каждое второе преступление раскрывается с помощью видеокамер.
Интеллектуальная транспортная система входит в цифровую платформу управления городом Smart Сity. Это позволяет создавать экосистему, в которой жители могут передвигаться удобно, быстро и безопасно, снижая нагрузку на дороги.
Школы, детсады, клиники, стадионы
По социальной сфере. Проблема чрезмерно переполненных школ постепенно решается. В этом году введено в эксплуатацию 9 школ.
В 2026 году планируется строительство еще 12 школ общей мощностью 16 тысяч ученических мест.
В рамках механизма государственно-частного партнерства открываются новые детские сады, в том числе в быстро развивающихся районах.
По поручению Главы государства строятся учреждения дополнительного образования. Например, новый дворец школьников TANYM на 750 мест на улице Мухамедханова готов к запуску. Также в следующем году откроются еще два таких дворца — TANYM Art и TANYM Sport.
Недостаток медицинской инфраструктуры в городе сохраняется. Для решения этой проблемы в районах «Есиль» и «Нура» начнется строительство двух поликлиник, в районе «Алматы» — перинатального центра, новой многопрофильной городской больницы и травматологического пункта для детей в районе «Есиль».
Строительство приемно-диагностического комплекса городской больницы № 2 близится к завершению. Также реализуется проект строительства перинатального центра в районе «Сарыарка».
Сеть спортивных объектов развивается интенсивно. В Центральном парке открываются Инклюзивный спортивный центр и лыжная база. Продолжаются работы по реконструкции Дворца спорта «Казахстан» и стадиона имени К. Мунайтпасова, их завершение запланировано на следующий год.

Город с садами
Одно из важнейших направлений нашей работы — благоустройство городской среды и озеленение. С этой целью подготовлены следующие программные документы: брендбук столицы, «Зеленая карта», «Город с садами», «Новый облик», «Уютный двор», «Реновация». Они определяют целостные подходы ко всем направлениям развития городской среды.
Привлекая частных инвесторов, в рамках пилотного проекта началась реконструкция старого жилого фонда. Это позволит в ближайшие годы обновлять целые кварталы, особенно в районах со старыми домами. Например, в районе «Байқоңыр» инвесторам выделен 21 земельный участок для реновации. Продолжается реализация дизайн-кода, определяющего новый облик Астаны. Фасады 60 процентов зданий на первых линиях центральных улиц приведены в соответствие со стандартами, формируя визуальную целостность города.
Работа проводится в соответствии с концепцией озеленения столицы, включая новые стандарты ухода, дендропланы и цифровую паспортизацию деревьев. Город переходит от отдельного благоустройства к комплексному формированию пространства улиц по принципу от фасада к фасаду. Учитываются пешеходы, велосипедисты, движение транспорта, освещение, навигация и озеленение. Особое внимание уделяется развитию инклюзивной среды, создаются условия доступности и равенства для всех.
Первый этап проекта бульвара Greenline, открытого в этом году, стал примером такого подхода. Вместо дороги создано пешеходное пространство с дождевыми садами и искусственными прудами.
Благоустройство спортивного берега и набережной возле парка Ататюрка завершено, через реку Акбулак строится пешеходный мост.
Территории под эстакадами линии ЛРТ превращаются в полезные общественные пространства. Проекты парка Мира и согласия, площади перед Акордой, на улице Сыганак, проспекте Мәңгілік Ел ориентированы на удобное повседневное использование.
Подводя итоги 2025 года, аким столицы Женис Касымбек отметил:
— Мы понимаем, что впереди еще много работы. В 2026 году перед нами стоят задачи обеспечения экономического роста города, укрепления транспортной системы столицы и развития социальной инфраструктуры.
На брифинге в СЦК аким столицы Женис КАСЫМБЕК дал исчерпывающие ответы на вопросы журналистов.
Зимняя экономия
Зима выдалась аномальной, поскольку долго не было снега. Бесснежные зимы действительно дают определенную экономию. В зависимости от осадков она может составлять от 50 до 100 миллионов тенге в день, иногда больше. Однако зима впереди. В предыдущие годы бывало, что снег выпадал поздно, а самые снежные месяцы приходились на январь. Ожидаем, что зима еще проявит себя. Сейчас вывоз снега осуществляется в два-три раза меньше, чем в обычные годы. Экономия ежедневная, и в ноябре она составляла порядка 50-100 миллионов тенге.

Вопросы платных парковок
Платные парковки перешли в собственность коммунальных служб. Мы будем ориентироваться на ту модель, которая принята во всем мире. То есть оплата будет начисляться за определенный временной блок, допустим, от 15 минут до часа, цена будет также варьироваться в зависимости от места парковки. Хочу еще раз официально сказать: мы подписали документ с частной компанией, ранее владеющей парковочным пространством. Все земельные участки, которые находились под ее управлением, передаются городу безвозмездно. Передается и вся инфраструктура — шлагбаумы, а также цифровая платформа и система. С учетом мнения горожан пересматриваем и порядок оплаты. К примеру, оплата не будет производиться на парковках возле социальных учреждений. Что касается центра города, таких улиц, как Достык, Кунаева, где движение очень активное, будем действовать по примеру многих мировых столиц. Вы сами знаете, что заехать в центр города во многих странах очень дорого.
Проблемы Талдыколя
Строительство экопарка рядом с озером Талдыколь начнется в следующем году. Отмечу, что сегодня в городе реализовано очень много проектов по озеленению. Приведу в пример проект GreenLine. Бульвар стал одним из самых популярных мест именно как инклюзивная среда. В этом году завершили работы на почти 900 метрах, на следующий год планируем еще 3200 метров. Вы сами видите, что там качественное благоустройство. 90% горожан отнеслись к проекту позитивно. Деревья все крупномерные, не саженцы. Будет пять маленьких прудов, беговые и велосипедные дорожки. Среда доступная и инклюзивная. Рядом расположен государственный детский сад. Улицу Казыбек би, которая идет перекрестком между Сыганак и Мухамедханова, тоже благоустроили, в следующем году ее будем озеленять и благоустраивать до Коргалжынского шоссе. Работы ведутся на набережной, со стороны триатлон-парка до парка Ататюрка, в Уркере, Пригородном, Коктале и других жилых массивах. Предусмотренный в прошлом году бюджет на озеленение и благоустройство оказался недостаточным для реализации всех проектов. Мы учли мнения жителей района «Нура» и в первую очередь работали над проектом GreenLine, который очень давно обещали. Бульвар начинается от ТРЦ «Хан Шатыр» и доходит до улицы Айтматова. В следующем году он будет завершен. На следующий год также планируется выполнение основных работ по экопарку возле Талдыколя. Возможно, какие-то работы перенесем на 2027 год. Что касается в целом озер, то на сегодняшний день в полном объеме сохранены 5-й и 7-й участки Талдыколя. Один из участков интегрирован в будущий экопарк. Что касается большого Талдыколя, то еще два года назад мы начали работу по его пополнению, увеличили объем воды в 2,5-3 раза.
Марафоны перенесут на окраины
Мы не против проведения марафонов. Это нормальная практика для всех крупных городов, но когда каждые выходные с мая по октябрь перекрываются центральные улицы, жители прилегающих домов возражают. Поэтому постараемся предложить другие маршруты. Есть отличная велосипедная дорожка в лесной полосе, маршруты по объездной дороге и так далее. Проведение знаковых крупных марафонов в центре города продолжим, но они не должны проходить с такой регулярностью. Каждое мероприятие согласовываем с управлениями спорта и внутренней политики. Если вы заметили, в последние полгода марафоны в центре города проходят реже.
Мусорные свалки
Вопрос, который поднимался на уровне Правительства, касался в первую очередь цифровизации системы вывоза отходов. Как вы помните, еще два года назад в городе этим занималась одна компания. Сегодня вывозом отходов занимается уже 4-5 организаций, при этом мусор вывозится два раза в сутки. Если раньше по каждому району ежедневно возникало по 60-70 проблемных ситуаций и жалоб, то сейчас по всему городу фиксируется всего 5-6 обращений. Можно сказать, что данный вопрос в целом решается. Сегодня вы сами можете убедиться: контейнерные площадки чистые, а при заполнении мусор оперативно вывозится. Что касается вопроса, куда именно направляются отходы. В настоящее время совместно с зарубежной компанией планируем строительство крупного мусороперерабатывающего и мусоросжигательного завода. Его мощность составит 2250 тонн отходов в сутки. Строительство объекта рассчитано примерно на три года. Запуск завода запланирован на 2028 год, а выход на полную мощность — на 2029-й. В целом это будет первый подобный завод в масштабах Казахстана, поэтому, вероятно, систему управления отходами в столице и приводят в пример как образцовую.
Про пробки и транспортный каркас
Ежегодно население города увеличивается примерно на 100 тысяч человек, что составляет 7% — показатели очень высокие. На сегодняшний день в столице зарегистрировано около 450 тысяч автомобилей, порядка 100 тысяч машин ежедневно въезжает и выезжает из города: часть из них проходит транзитом, часть принадлежит людям, которые работают в городе. В следующем году автомобилей станет еще больше. Эта проблема требует системного решения. Мы принимаем ряд мер, в том числе строительство новых улиц. К примеру, в прошлом году открыли улицу Айтматова. Планируем продлить ее до объездной дороги, в сторону Косшы. Оттуда в город заезжает большое количество транспорта. Также от аэропорта, начиная с ЖМ Пригородный, продлим проспект Тәуелсіздік до проспекта Кабанбай батыра. Эта дорога пройдет параллельно проспектам Мәңгілік Ел, Туран и Кабанбай батыра. Мы рассчитываем, что она позволит снизить нагрузку и заторы на трех основных транспортных артериях. Таких проектов немало. Ежегодно проводится ремонт около 60 километров дорог, а в этом году дополнительно построено еще 14 километров новых дорог. ЛРТ планируется запустить в течение ближайших двух-трех месяцев. Он окажет значительную помощь району «Нура». Второй этап проекта предусматривает продление линии ЛРТ до Косшы. Ежедневно оттуда в город и обратно перемещается около 50 тысяч человек, въезжает порядка 22 тысяч автомобилей. При этом большинство жителей Косшы работают, например, в районах «Сарыарка» и «Байқоңыр». Это означает, что они пересекают районы «Нура» и «Есиль» транзитом, дополнительно создавая нагрузку и пробки. Огромные заторы формируются именно в этих районах, прежде всего на дорогах, ведущих к мостам. Основные улицы, ведущие к мостам М-2 и М-3 в районе Дома министерств, — проспекты Мәңгілік Ел, Туран, Кабанбай батыра и улицы Конаева, Достык, Сарайшык, Сыганак. Поэтому проектируются еще два дополнительных моста. Их строительство планируется начать к концу следующего года, и они внесут значительный вклад в снижение транспортной нагрузки. Один из мостов станет продолжением улицы Хусейна бен Талала и дойдет до Есиля, проходя рядом с мечетью. Второй мост будет между улицей Айтматова и проспектом Туран и обеспечит выезд на улицу Кенесары.
Следующая важная задача — развитие общественного транспорта. Его количество необходимо увеличивать. Если горожане будут активнее пользоваться общественным транспортом при условии удобства и качественного сервиса, это позволит сократить использование личных автомобилей, что напрямую повлияет на снижение пробок.
Кроме того, одним из крупнейших проектов является строительство многоуровневых дорог, начиная с проспекта Кабанбай батыра. Дороги двух- и трехуровневые. Подобные проекты уже реализуются в столицах других государств и начали внедряться еще 10-15 лет назад. Для растущего и динамично развивающегося города иного эффективного решения проблемы заторов не существует. По нашим планам, если в течение 1-2 лет мы реализуем проекты транзитных и многоуровневых улиц и введем их в эксплуатацию, уровень загруженности дорог снизится как минимум в два раза.
А где хозяева?
Я тоже часто задаюсь этим вопросом. К примеру, торгово-развлекательный центр на проспекте Республики Cinema City на протяжении длительного времени находится в залоге у банков или других организаций. Вероятно, у собственников возникли вопросы с платежеспособностью, а у банков — с перспективами дальнейшей реализации объекта. Кроме того, многие здания уже построены, но требуют проведения технического обследования, чтобы определить возможность их дальнейшей эксплуатации. Что касается Cinema City, мы также ведем переговоры с собственниками, чтобы они ускорили реализацию своих проектов. В центральной части города таких объектов практически нет, однако на проспекте Туран стоит недостроенный дом, по нему уже определился инвестор, и в следующем году его планируется достроить. Есть также проблемный объект в начале улицы Ташенева, в районе парка Ататюрка, по нему тоже ведем переговоры. Основной вопрос на сегодняшний день, конечно, остается по ТРЦ на проспекте Республики. Насколько мне известно, банк, в залоге у которого находился объект, уже нашел нового собственника. Инвесторы, по имеющейся у меня информации, объявили международный конкурс на проведение технического аудита здания и его дальнейшее перепроектирование. Надеюсь, информация подтвердится, и уже в следующем году мы сможем предметно говорить с инвесторами о завершении проекта.
Теплые остановки нужны
Столица ежедневно растет, сюда приезжает очень много людей, в связи с чем есть необходимость в увеличении количества теплых остановок. Если позволит бюджет, то в следующем году планируем установить таких остановок побольше. Ежегодно обновляем от 50 до 100 остановок. Примерная их стоимость — 10-15 миллионов тенге. Прежде чем устанавливать теплый павильон, необходимо рассчитать его стоимость. В расчет берутся все затраты: подача тепла, энергии, потребительское отношение граждан. К сожалению, бывают случаи, когда люди бьют стекла, портят павильон, и приходится его восстанавливать. Отмечу, что за них несут ответственность районные акиматы. Следить за состоянием остановок помогают жители города, которые фотографируют, снимают на видео и отправляют в социальные сети случаи вандализма.
Для гостей и астанчан
Туристический кластер, расположенный за ледовым дворцом «Барыс Арена», включает в себя рекреационные зоны и образовательные объекты. Здесь будут построены школы, детские сады. По плану инвесторов на территории расположатся крупные торгово-развлекательные центры. Но есть определенные вопросы по строительству квартала. Ожидали, что проект будет завершен в следующем году, но выяснилось, что потребуется дополнительное время. Отмечу, что строительством туристического квартала занимается иностранный инвестор.
Все видят камеры
Количество видеокамер в городе увеличилось в два раза. Если раньше существующие камеры фиксировали три-пять нарушений общественного порядка, то сейчас с их помощью видны все нарушения Правил дорожного движения. Кроме того, можно определить личность граждан, распознать поведенческие действия. Например, водитель, находясь за рулем, говорил по телефону или пассажир, сидящий рядом с ним, не пристегнул ремень безопасности во время движения транспорта. Это делается не для того, чтобы увеличить количество штрафов, а для безопасности граждан. Водитель, находясь за рулем с телефоном в руках, рискует не только своей жизнью — он создает опасность для пассажиров, находящихся в автомобиле, и пешеходов, переходящих дорогу. Кроме соблюдения безопасности, с помощью камер анализируем поток автомобилей. Камеры оказывают нам в этом деле большую помощь.
Недобросовестные подрядчики
Ярким примером контроля за строительными компаниями является тот факт, что мы сдали в эксплуатацию 24 школы, из них 15 — комфортные школы. Мы работаем вместе с подрядными организациями днем и ночью. Призываем их сдавать объекты в срок. Как итог — 24 построенные школы. Такого показателя нигде по республике не было.
Что касается законодательной базы по недобросовестным застройщикам, то создан большой пакет инициатив от города. Мы ведь уже дважды в Астане обожглись с дольщиками. Первая волна была в 2016 году, вторая — в 2019-м. В этом году мы только выдали последние 16 тысяч долгожданных квартир. У нас есть опыт работы по этим проблемам, и, естественно, большой пакет дополнений мы предложили депутатскому корпусу и Правительству. Многие из них были приняты. Я считаю, что это будет способствовать прогрессу, и новой, третьей волны в Астане не должно быть. На сегодняшний день мы имеем порядка 10 проблемных домов, по ним работаем. У нас очень плотный и тесный контакт как с дольщиками, так и с инициативными группами.


Что будет на свободных участках
Напротив Ботанического сада, согласно генплану, планируются детский сад и поликлиника. Другого строительства там не будет. Если мы говорим про Линейный парк, то участок от Ботанического сада до МФЦ «Абу Даби Плаза» продолжится, и одним из элементов парка будет круглосуточно работающая общественная библиотека, как в Осло.
Реновация в деле
Программа реновации в городе принята, и она продолжается. В следующем году она будет активно реализовываться в районе «Байқоныр», за улицей Валиханова, в районе рынка «Астаналық», по проспекту Кенесары, в сторону реки Есиль. Там определен 21 участок с большим количеством старых частных домов послевоенного периода, 50-60-х годов. Удобно, что там есть инфраструктура, вода, электричество, другие коммуникации. Старое жилье подвергаем реновации, жители получают либо денежную компенсацию, либо соответствующее жилье. Поэтому программу продолжим. В дальнейшем в рамках генерального плана новые участки будут выделяться в основном на строительство социальных объектов. Под жилищное строительство пойдут участники после сноса старого жилья.
Газ пришел в город
В этом году 14 жилых массивов подключили к газу. Завершающие работы идут в Тельмана, Уркере. В течение квартала центр Чубаров подключим. Таким образом, 95% жилых массивов подключены к газу. На следующий год остаются работы в Железнодорожном, части Лесозавода, Кирпичном, и планируем, что 100% частного жилого массива обеспечим газом.
Комфортные дороги столицы
Было построено 14 км новых дорог и отремонтировано 65 км. Например, улицы Айтматова, Мухамедханова, Жубанова, проспект Абылай хана, и таких улиц много. На проспекте Алаш с двух сторон проложили тротуары, которых никогда не было.
Безбарьерная среда
Один из принципов работы акимата — создание инклюзивной среды. На этой неделе планируем открыть на Кабанбай батыра специальный спортивный центр для особенных детей. В ближайшие два-три года откроем их в каждом районе города. Также планируем строительство 15 дворцов школьников. Два частных уже построены, три — на стадии завершения. Один откроется на этой неделе. В них предусмотрены классы и группы для детей с инклюзией. Кроме того, все автобусы в городе оснащены специальным механизмом для посадки пассажиров с ограниченными возможностями. Экспертиза не пропускает ни один проект, если в нем не предусмотрены специальные пандусы или подъемники. Меняется в городе и инфраструктура. Скверы и парки, улицы и проспекты рассчитаны на комфортное пользование всеми категориями граждан. На правом берегу, где здания и улицы были построены по старым стандартам, тоже проводится работа.
Приоритет для инвестиционных инициатив
Для нашего города все сферы экономики интересны. Например, транспорт и складирование. Рост инвестиций в этом направлении составляет 150%. Это направление занимает от общей доли по республике 20%. Например, Ozon построил здесь свой центр, сейчас возводят Wildberries, «Технодом». То есть мы видим, что Астана становится крупным логистическим хабом. Также мы лидеры по строительству. В общей республиканской сфере на нашу долю приходится 30%. Исходя из этого, инвесторы вкладываются в производство стройматериалов и оборудования, так же как и в социальную сферу. Активно строятся соцобъекты, такие как детские и спортивные центры, частные школы и детсады. Возводятся частные больницы и поликлиники. По всем сферам есть спрос.
У нас много и перспективных производственных проектов. В ближайшее время КТЖ планирует запустить производство швейцарских вагонов, активно производятся американские локомотивы. Летом мы подписали соглашение с крупнейшим турецким агрохолдингом по строительству завода по глубокой переработке зерна. Очень много проектов, связанных с продовольственным обеспечением города.
Будет еще один мост
В настоящее время, чтобы разгрузить дороги столицы, акиматом проводится активная работа в этом направлении. Приоритетным проектом в 2026 году является завершение строительство моста по проспекту Тлендиева — пересечение с улицей Бейсековой. Мост будет сдан в эксплуатацию в следующем году. Отмечу, что с целью улучшения движения транспортного потока планируется строительство дорожной магистрали с улицы Айтматова до города Косшы. Кроме того, начнем строительство дороги с улицы Хусейна бен Талала и до железнодорожного вокзала «Нурлы жол».
В завершение брифинга аким Астаны поделился впечатлениями о недавней рабочей поездке в составе казахстанской делегации в Японию. В Токио был подписан меморандум о сотрудничестве между двумя столицами. Перед подписанием документа делегация изучила опыт компании «Токио-метрополитен», курирующей работу общественного транспорта многомиллионной агломерации. Изучен опыт решения вопросов, связанных с урбанизацией, огромным объемом миграции, транспортными проблемами. Астанчане посетили один из токийских смарт-центров, где с глубоко научным подходом изучаются вопросы, связанные с передвижением людей в период землетрясений, наводнений и других природных катаклизмов.
Изучение мирового опыта дает колоссальные возможности для дальнейшего развития, уверен спикер, например, в строительстве двухуровневых транспортных развязок и транзитных дорог через весь мегаполис в нескольких направлениях. Задача, заключил спикер, аналогичную транзитную систему реализовать в Астане.




