Пожарный дает бесплатные уроки во дворе

Каждый его урок как маленький щит от беды. Астанчанин Бахтияр ТУРАРОВ, частный специалист по противопожарной безопасности, делится своими знаниями не только с профессионалами, но и собирает вокруг себя самых юных граждан – проводит живые занятия во дворах Астаны, обучая детей, как действовать в случае пожара.
Мы поговорили с ним о том, как зарождалась эта миссия, что значит быть пожарным в XXI веке и чему стоит поучиться у детей.
– Бахтияр, вы из династии пожарных?
– Да, мой отец – легендарный пожарный полковник Сериккан Тураров. Он был главой Кокшетауского технического института, который за 8 лет выпустил более 2 тысяч офицеров пожарной службы. Именно он подготовил преподавательский состав для сегодняшней Академии противопожарной службы. Его образ настоящего пожарного сильно повлиял на выбор профессии.
– Каким он был дома и на службе? Что из характера вам передалось по наследству?
– Отец был настоящим профи, тем самым, кто бросался в огонь первым, участвовал в тушении пожаров с вертолета, приходил домой обгорелый и чумазый. Мне, как старшему сыну, он всегда старался привить патриотизм и уважение к военной службе. У нас дома были спартанские условия: в 5-м классе он отдал меня в военную школу-интернат «Жас улан». Я с детства жил в казарме, а потом в спортивном интернате. Позже поступил в Академию противопожарной службы в Москве.
– Можно об этом периоде подробнее?
– Я окончил Московскую академию противопожарной службы, параллельно Институт телерадиовещания «Останкино». Отец всегда поощрял стремление к образованию. Эти знания потом пригодились, особенно в работе с общественностью. Трудился в компаниях, связанных с противопожарной безопасностью, негосударственной пожарной службе, сфере обеспечения питания для медучреждений. Параллельно обучал предпринимателей, сотрудников службы безопасности, проводил волонтерские занятия для детей и участвовал в борьбе с COVID-19.
– Что подтолкнуло вас решительно сменить чрезвычайную службу на частную работу?
– С недавнего времени я стал индивидуальным предпринимателем. Это дало мне свободу и возможность творчески обучать взрослых и детей азам безопасности. Уроки проходят непосредственно во дворах жилых комплексов. Я хочу, чтобы у каждого жителя были практические навыки, а не формальные знания.
– Чем занимается частный пожарный в жилых домах?
– Мы обеспечиваем профилактику: обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, водоснабжения, ведение документации, разработка проектных решений. Это работа на предупреждение прежде всего.
– Были случаи, когда ваша работа помогала предотвратить последствия?
– Как-то я обучал ребят, работающих в компьютерных клубах. В одном из клубов загорелся холодильник. Парень, прошедший у меня обучение, быстро среагировал – взял огнетушитель и все потушил. Потом рассказывал с гордостью, что действовал по инструкции. Это звучит банально, но даже огнетушители не всегда есть. Люди не знают, где они и как ими пользоваться. 9 из 10 не знают, по какому номеру звонить в пожарную службу.
– Как появилась идея проводить лекции по безопасности прямо во дворах Астаны?
– Все началось с плохих новостей – когда погибли дети, оставленные без присмотра. Мы начали добавлять детское обучение как бесплатную услугу. Потом родители стали звонить по сарафанному радио. Например, после пожара в коттеджном городке нам позвонил менеджер компании Bi Group, и мы провели занятие. Сейчас каждое лето стараемся охватить все объекты, и, если кто-то попросит, всегда бесплатно проведем занятия в любом дворе.
– Что вас мотивирует выходить летом к детям, когда у других – отпуск?
– Главное, это осознание, что такие встречи реально могут спасти жизни, особенно если дети потом что-то запомнят и применят.
– Какие темы вы поднимаете с детьми? Это лекция, игра, тренировка?
– Мы говорим о простых, но жизненно важных вещах: как действовать при пожаре, как пользоваться огнетушителем, эвакуировать. Формат – живой, интерактивный. Главное, донести до ребенка, что безопасность – это про уважение к себе, дому, родителям. Участвуют школьники всех возрастов – от малышей до старшеклассников. Иногда приходят и родители. Хотя взрослые менее охотно выходят – у них свои заботы.
– Вы можете назвать 6 основных правил, которые помогут избежать беды при пожаре?
– Не паниковать, не тушить водой электроприборы, не пользоваться лифтом, использовать огнетушитель, правильно вызвать пожарных, эвакуировать. Когда начинаешь с детьми просто разговаривать, задавать вопросы, например, «Можно ли тушить электроприбор водой?», они начинают гадать, спорить. Кто-то говорит да, кто-то – нет. Я объясняю, почему нельзя: может быть короткое замыкание, удар током. Почему нельзя оставлять телефон на зарядке на всю ночь, почему нельзя перегружать электроприборы – говорю и о таких вещах. Говорю, что бывает, например, обрыв ноля и тогда все подключенное становится опасным, поэтому всегда нужно выключать все из розеток. Также мы обсуждаем, как правильно вызвать пожарных, как вести себя при эвакуации, зачем нужны запасные выходы и лестницы. Все коротко и понятно. Потом переходим к огнетушителю, показываю, как им пользоваться, рассказываю, как устроена система сигнализации, зачем нужны датчики, кнопки, пожарные шкафы. Весь урок занимает примерно 20 минут. Самое главное, чему должен научиться ребенок, – пользоваться огнетушителем. Это универсальное средство. Оно может превратить потенциальную трагедию хотя бы в мелкую неприятность. Например, если ребенок увидел, что что-то начинает тлеть, ему не нужно вспоминать лекции. Ему нужно сделать одно: выбежать в коридор, взять огнетушитель, направить и включить. Если он это сделал – все, никаких последствий. Но если начнет паниковать, метаться, звать соседей, будет хуже. Сейчас материалы в домах горят очень быстро – пластик, все вспыхивает моментально. Если раньше горело дерево, то сейчас – синтетика. И счет идет на секунды. Поэтому важно, чтобы ребенок не боялся огнетушителя, знал, что это такое, как им пользоваться. Дети с удовольствием участвуют: играют, бегают, пробуют. Некоторые боятся, но все равно подходят. Интерес у них есть, и это главное. Они начинают думать, включаются в разговор. В школах не всегда есть возможность дать детям в руки огнетушитель и показать, как им пользоваться. А я стараюсь, чтобы ребята не просто знали теорию, но и почувствовали, как это работает на практике.
– Что вас больше всего тронуло в общении с детьми?
– Их неподдельный интерес. Они тянутся к знаниям, особенно когда чувствуешь к ним уважение и не читаешь скучные лекции. Важно детям объяснять просто, без назидания, с примерами. Это сближает.
– Были случаи, когда ребенок применял знания после вашей лекции?
– К счастью, серьезных ситуаций не было. И это хорошо. В первую очередь должны реагировать взрослые. Наша задача – обеспечить им знания и защиту.
– Почему вы считаете важным говорить о пожарной безопасности именно с детьми?
– Мы живем в век гаджетов и техники. Все это потенциальные источники опасности. Дети должны понимать, что телефоны, ноутбуки, приставки – это не просто игрушки, а вещи, требующие внимательного обращения.
– Что, на ваш взгляд, упускают родители в обучении детей безопасности?
– Сложно сказать в общем, но часто родители перекладывают ответственность или думают, что все образуется само собой. А на самом деле все начинается с простых знаний и привычек. И пример должны показывать взрослые.
– Есть ли планы расширить проект? Например, работать со школами, снимать ролики, сотрудничать с МЧС РК?
– Да, такие идеи есть. Главное – желание и поддержка. Я открыт к сотрудничеству и всегда рад, если мои знания и опыт могут быть полезны.
– Что для вас значит быть пожарным сегодня? Это профессия, миссия, призвание?
– Я не могу назвать себя настоящим пожарным – тем, кто каждый день рискует жизнью. Я на невидимом фронте. Но очень хочу, чтобы в Казахстане профессия пожарного стала элитной, уважаемой и достойно оплачиваемой. Чем больше профилактики, тем меньше рисков. А это ответственность каждого из нас. Мы не можем сократить ДТП, но точно можем уменьшить количество пожаров. Надо просто начать с себя.
Алина ИМАМБАЕВА
Фото из личного архива Бахтияра Турарова