благоустройство

«Зеленые» решения – в основе экономики города

К 2025 году Казахстан планирует полностью перейти на принципы «зеленой» экономики. Это означает, что развитие страны будет происходить с заботой о природе – с использованием возобновляемых ресурсов и бережным подходом к окружающей среде. Ярким примером такой стратегии является молодая столица, где экология и инновации идут рука об руку.

Какие инициативы делают город одним из самых экологичных и что это значит для бизнеса и жителей?

Казахстан является единственной страной в Центральной Азии, которая располагает как солнечными, так и ветряными генерирующими мощностями, что является драйвером для дальнейшего развития возобновляемых источников энергии. К 2030 году Казахстан планирует увеличить их долю в структуре производства электроэнергии до 15%, а к 2050-му – до 50% с учетом других альтернативных источников энергии.

Одним из основных направлений экономического курса Главы государства является озеленение и охрана окружающей среды. В регионах страны претворяется в жизнь поставленная Президентом масштабная задача по высадке в течение пяти лет свыше 2 млрд деревьев в лесах и 15 миллионов в населенных пунктах для увеличения поглощения углерода и сдерживания усиливающегося опустынивания.

В Астане уделяется особое внимание вопросам экологии и озеленения. За три года в городе высажено свыше 2,5 млн зеленых насаждений, внедрен устав озеленения, начата цифровизация деревьев через QR-коды. Реализуются крупные проекты благоустройства улиц, набережных и общественных пространств.

Сортируй или плати

Переход Казахстана к «зеленой» экономике предполагает минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Одним из важнейших направлений в этом процессе становится эффективное и рациональное управление отходами. Предполагается внедрение повсеместной системы раздельного сбора мусора, расширение переработки и вторичного использования как коммунальных, так и промышленных отходов. Однако столица все еще сталкивается с серьезными проблемами: высокий уровень загрязнения, нехватка инфраструктуры и нерешенные вопросы утилизации.

– Активно разрабатывается Концепция управления всеми видами отходов, за исключением радиоактивных, в Республике Казахстан на 2025-2035 годы. Город растет, мусора становится все больше, а переработка еще на стадии развития.  Акиматы стараются что-то делать, но одному району или городу с этим не справиться. Нужен единый оператор – организация, которая будет координировать и отвечать за результат. Недавно посетил завод по сортировке и переработке строительных отходов «Северная гряда», расположенный в Астане.  Такой опыт переработки строительных отходов было бы хорошо распространить по всей стране. Это единственная в Казахстане официально действующая площадка по переработке строительных отходов. Текущий тариф на переработку составляет всего 1300 тенге за тонну, это совсем мало, – отметил председатель Казахстанской ассоциации экологических инноваций и промышленной политики «KAEIIP» Азамат АЯЙБЕРГЕНОВ.

В более массовом и критичном направлении –  обращении с бытовыми отходами – таких системных решений по-прежнему не хватает. Это касается раздельного сбора мусора, о необходимости которого говорят уже не первый год.

– На сегодняшний день система раздельного сбора отходов в Казахстане только формируется. Во многих случаях жители просто не имеют возможности соблюдать установленные нормы – возле домов нет контейнеров для сухих и влажных фракций, а отходы часто вывозятся в единый сортировочный центр, где дальнейшая переработка происходит в ограниченном объеме. С учетом масштаба задачи особенно важно выстроить единый и координируемый подход. Необходимо создание Национального центра по управлению и обращению с непроизводственными отходами, на который можно возложить четкие функции и ответственность за организацию переработки отходов по всей стране. Только централизованная модель управления может обеспечить последовательную реализацию экологических норм и целей, заложенных в государственной политике и приблизиться к целям «зеленой» экономики, – считает эксперт.

Инфраструктура: поиск устойчивых решений

Один из важнейших элементов «зеленой» повестки – снижение энергоемкости в транспортном секторе. Это включает переход к более экологичным видам транспорта. Развитие инфраструктуры становится ключевым фактором в продвижении микромобильности, особенно в условиях мегаполиса.

Урбанист и руководитель инициативы Qazaqstan Sustainability Coalition Алихан КУШЕРБАЕВ поделился своими размышлениями о том, какие преобразования необходимы для того, чтобы сделать городскую среду более экологичной, удобной и безопасной:

–  Астана – один из самых показательных примеров для постсоветского пространства. У столицы особый статус и бюджет, а значит, и возможности реализовывать масштабные и амбициозные проекты: от озеленения до создания комплексной городской инфраструктуры. В числе приоритетов, безусловно, транспортное планирование. К сожалению, у нас до сих пор нет полноценной инфраструктуры, удобной для всех – детей, пожилых, людей с инвалидностью. А ведь это базовые условия для комфортной и безопасной жизни, и их нельзя откладывать.

По его мнению, сегодня бизнес все активнее включается в экологическую повестку – не из-за моды, а из стратегических соображений. Компании задумываются не только о текущей прибыли, но и о своей роли в будущем: через 10-15 лет устойчивость и «зеленые» технологии станут неотъемлемой частью конкурентоспособности. Уже сегодня возрастает спрос на экологичные стройматериалы, электромобили, логистику с минимальным углеродным следом.

 

Деревья, которые подсчитывают CO2

– Нам нужен городской дендроплан – интерактивная цифровая карта зеленых насаждений. Каждый житель должен иметь возможность увидеть, как конкретное дерево сохраняет воду, снижает уровень шума, очищает воздух. Это было бы полезно не только в практическом, но и в образовательном плане, особенно для детей и подростков. Без понимания каждым из нас основ «зеленой» экономики глобальные стратегии не будут работать.

Алихан Кушербаев подчеркивает, что в природе уже есть совершенные механизмы, которые человечество пока не может воспроизвести.

– Мы не можем перепрыгнуть выше дерева. Мы можем описать фотосинтез, но не способны его воссоздать. Деревья – это настоящее природное богатство, которое нужно ценить и грамотно учитывать в городском развитии.

Многие города мира уже переходят к моделям, где ресурсы циркулируют внутри системы – без потерь и лишней переработки. Казахстан пока находится в начале этого пути, но первые шаги очевидны: развитие устойчивого общественного транспорта и отказ от проавтомобильной модели.

Если мы хотим, чтобы жители действительно пользовались общественным транспортом или пересаживались на велосипеды, нужно сделать это удобным и безопасным. Это поможет разгрузить дороги, улучшит здоровье населения и создаст более приятную городскую среду – вместо бесконечных асфальтовых полей, –  отметил спикер.

Отдельное внимание – вопросам устойчивого отопления и теплоэнергетики. Сегодня значительная часть энергии в стране производится за счет угля, что негативно сказывается на экологии.

– Зимой батареи перегревают квартиры, летом – жара и духота, без кондиционера не выжить. Это неустойчивая система. Нужно пересматривать подходы к отоплению и энергопотреблению в целом, – считает собеседник.

 

Тренд на мобильность и экологию

Управляющий партнер компании McKinsey & Company в Центральной Азии Асет АХМЕТОВ объяснил глобальные вызовы, стоящие перед мегаполисами. Рост населения городов неуклонно растет, ожидается, что к 2050 году доля жителей в городах составит от 60 до 80%. Этот динамичный процесс представляет серьезные вызовы, которые требуют и инновационных решений.

– Одним из главных трендов в развитии современных городов является увеличение доли общественного транспорта и микромобильности, и переход в этом направлении становится необходимостью. Особое внимание с точки зрения городского планирования уделяется укреплению традиционной инфраструктуры, в частности, обеспечению безопасности и увеличению зеленых зон в городах. Мы все стремимся к возможности отдыха в природной среде, и восстановление зеленых территорий становится важным трендом для современных мегаполисов, – отметил спикер.

 

Экотранспорт столицы

Транспортные привычки горожан стремительно меняются. Самокаты и велосипеды прочно вошли в городскую среду, предлагая удобство и мобильность.

– Как активный участник велодвижения и администратор сообщества Velotop Astana не могу не отметить: велоинфраструктура в Астане развивается, город растет, меняется, хотя, к сожалению, не всегда это сопровождается логичным продолжением или связностью веломаршрутов. Есть отдельные участки велодорожек – их создают вдоль новых улиц, возле школ, набережной, рядом с парками. Но все это – фрагментировано. Велосипедисту приходится либо съезжать на проезжую часть, где он в уязвимом положении, либо лавировать по тротуарам, где он мешает пешеходам. Нет связующего маршрута, по которому можно было бы комфортно проехать через весь город. Особенно это ощущается в районе новых жилых массивов. В нашем сообществе часто обсуждаем, как выйти за пределы точечных маршрутов. Люди хотят ездить на велосипеде не только для прогулок, но и по делам, на работу, в магазин. А без полноценной сети велоинфраструктуры это сложно.  При этом я вижу, что потенциал у города огромный. У нас плоский рельеф, широкие улицы – все это можно адаптировать под комфортное сосуществование всех участников движения. Но нужен системный подход: четкое зонирование, приоритет безопасности и связность маршрутов, в том числе для самых уязвимых – детей и пожилых. Надеюсь, что с ростом велосообществ и появлением обратной связи от самих горожан голос велосипедистов будут слышать громче. Мы готовы участвовать в диалоге, давать предложения и тестировать маршруты. Ведь чем больше людей пересаживается на велосипеды, тем более живым, здоровым и экологичным становится город, – отметил администратор сообщества Velotop Astana Игорь ДОРОШЕВ.

 

Видение «умных» и экологических городов опирается на четыре основных аспекта:

  1. Здания и городской ландшафт – множество людей живет и работает в среде плотной застройки. Важнейшее требование: наличие доступных экологически безопасных пространств.
  2. Мобильность и транспорт – короткие поездки горожан, а также более длительные поездки (из пригородов, междугородные и т.д.). Городу нужна связная транспортная сеть, которая экологична, безопасна и доступна в использовании.
  3. Энергия и отопление – городам нужна энергия для отопления зимой и охлаждения транспортных
    сетей и техники летом. Для этого требуется устойчивая и надежная система, адаптированная к местным потребностям и опирающаяся на чистую электрогенерацию.
  4. Сервисы для горожан – люди стремятся жить лучше, найти работу, получить качественное
    медицинское обслуживание и образование. Городу необходима развивающаяся социальная и деловая среда.

 Алина ИМАМБАЕВА

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button