благоустройство

Завершение долгостроев

Десятки инвестиционных бюджетных объектов, строительство которых затянулось на долгие годы, стали центральной темой круглого стола, организованного Ревизионной комиссией города Астаны.

Часть из них функционирует, но формально не передана в коммунальную собственность. Участники заседания предложили алгоритмы решения этих проблем, чтобы в дальнейшем избежать неэффективного использования бюджетных средств.

По данным столичной Ревизионной комиссии, в городе насчитывается 83 незавершенных проекта и 45 объектов, не переданных в коммунальную собственность. Общая сумма неэффективно использованных средств по ним оценивается в 192,9 млрд тенге.

Основные причины затянувшегося строительства — многократные корректировки проектов, перебои в финансировании, судебные споры, а также отсутствие правоустанавливающих документов и утрата проектной документации.

Есть случаи, когда фактически построенные объекты не введены в эксплуатацию и считаются бесхозными.

— Для решения накопившихся вопросов требуется системный и комплексный подход. Важно не только завершить начатые объекты, но и обеспечить их дальнейшую эксплуатацию. Их неэффективная реализация приводит не только к бюджетным потерям, но и напрямую создает угрозу комфортной и безопасной жизни столицы, — сказал председатель Ревизионной комиссии Иманжусуп АКПОМБАЕВ.

В ходе анализа выявлено, что ряд проектов по-прежнему не передан обслуживающим организациям — АО «Астана-Теплотранзит», «Астана су арнасы», «Астана — РЭК» и прочим, несмотря на то, что жители уже пользуются услугами и оплачивают тарифы.

Член Ревизионной комиссии Макпал АЛЬЖАНОВА отметила, что многие из незавершенных объектов относятся к периоду 2011-2015 годов и их проектно-сметная документация уже устарела. С 2021 по 2025 год объем финансирования бюджетных инвестиционных проектов в Астане вырос в 2,5 раза, достигнув 347,9 млрд тенге. Однако часть средств продолжает расходоваться на проекты с низкой степенью готовности.

На проблемные объекты в 2025 году приходится 6,6 млрд тенге, а реализация плана мероприятий по завершению и передаче объектов пока демонстрирует скромные результаты — завершено менее 10% из 128 запланированных проектов стоимостью 454,3 млрд тенге. Среди основных проблем также были отмечены судебные споры и заморозка строительства.

К слову, анализ охватил проекты четырех администраторов бюджетных программ — Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Управления энергетики, Управления коммунального хозяйства и Управления строительства города Астаны.

 — Многие из проектов реализовывались с перебоями в финансировании, многократными корректировками, переносами сроков и увеличением сметной стоимости. В частности, стоимость проекта «Работы по строительству подъездных дорог к социальным объектам (в границах улиц Сыганак, Е32, Е15, Е36 — 2 этап)» увеличилась с 3,8 млрд до 7,2 млрд тенге с 2016 по 2025 год, при этом строительство длится уже 11 лет, — отметила Макпал Альжанова.

Управление коммунального хозяйства, на долю которого приходится наибольшее количество таких объектов (34), проводит восстановление документации и подготовку к передаче инженерных сетей в ведение коммунальных служб.

— Необходимо провести аудит и завершить процедуру передачи всех объектов. Сегодня мы внедряем практику, когда 5% оплаты подрядчику производится только после ввода объекта в эксплуатацию, — сообщил руководитель ведомства Толеген КУЛУШЕВ.

Управление транспорта работает над завершением проектов по строительству и реконструкции дорог и инженерных сетей. Из восьми текущих проектов два планируется передать до 2026 года, часть находится на стадии расторжения договоров с подрядчиками.

На контроле остаются 75 проектов на сумму 235 млрд тенге, из которых 62 пока не переданы коммунальным структурам.

Управление экономики и бюджетного планирования сосредоточило внимание на завершении долгостроев. Как отметила руководитель управления Айжан ТУГЕЛЬБАЕВА, в текущем году на эти цели выделено 5,6 млрд тенге, еще 3,2 млрд предусмотрено на 2026-й. До конца этого года планируется завершить четыре объекта, а к 2026-му решить вопрос еще по семи.

Участники круглого стола подчеркнули необходимость ускоренного проведения технических обследований, завершения оформления документов и определения дальнейшей судьбы устаревших объектов. Особое внимание предложено уделить социально значимой инфраструктуре — объектам образования, системам теплоснабжения и транспортной инфраструктуре.

Юлия ТЕН

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button