За рулем с 5 утра до 10 вечера

Семейная династия водителей СЛАМБЕКОВЫХ насчитывает порядка 70 лет. Сначала за руль сел дед Сайлаухан, его дело продолжили сын Мухтар и внук Диас, которые теперь вместе служат в автобусном парке № 1 столицы.
Мухтар Сламбеков родом из Талдыкоргана. Когда вспоминает свою дорогу в профессию, говорит просто и немного застенчиво: начинал с трактора, потом перешел на грузовик, а со временем пересел и на автобус. Работа для него – не просто руль и маршрутный лист, а часть жизни, большая и важная. Его отец Сайлаухан в прежние годы был знатным трактористом и механизатором. За рулем провел порядка 25-30 лет.
У Мухтар-ага теперь тоже стаж солидный – более 30 лет. С 2019 года работает в автобусном парке Астаны. Маршрут – обычный, ничем не примечательный, салон одинарный. Но главное для водителя – не техника, а люди, которых он каждый день встречает на своем пути.
– В основном ничего сложного. Но вот бывало: пассажир упал в обморок, оказалось – эпилепсия. Мы все должны видеть, замечать. Помогаем, конечно, нас обучали оказанию первой медицинской помощи, – говорит собеседник.
Спрашиваю про пассажиров с особыми потребностями. Он рассказывает, что люди в инвалидных колясках машут рукой – это сигнал, что хотят зайти в салон. Водитель опускает пандус. Коляски с электроприводом проезжают быстро, ловко. Город и правда становится доступнее.
Есть и другая сторона профессии. Работа нелегкая – усталость, конфликты, пассажиры, которые отказываются платить. Но водитель не жалуется – просто говорит, как есть:
– Мы как психологи. Вот человек зашел – сразу видно, хочет оплатить или нет. А дальше уже действуем по ситуации.
Профессия научила его выдержке. Научила общаться, сдерживать эмоции, даже если человек сел в салон хмурым и раздраженным.
Младший в династии – Диас. Начал учиться вождению еще в Талдыкоргане. На календаре был 2004 год, ему самому всего 14. Только восьмой класс, а уже кондуктор на газели.
– Мы ничего не знали тогда, опыта не было. Просто выехали на линию – и пошло-поехало, – улыбается он. С тех пор – за рулем. Девятый класс, школьная форма, а по вечерам – уже первые поездки.
– У друзей брал газель, они говорили: «Давай, прокатись круг, я отдохну». Вот так и началось, – вспоминает парень. – Тогда никто особенно не обращал внимания на мой возраст. Такое было время.
Отец твердил: «Хоть бы категорию получил сначала». Он получил. Вначале категорию В и С, потом – Д.
– После школы сбегал, чтобы на газели покататься. Интересно было безумно, – рассказывает Диас. А как исполнилось 18 лет, с документами все стало серьезно: водительский стаж пошел по-настоящему.
Сейчас за плечами Диаса 17 лет стажа. В автобусном парке он работает с 2022 года. Впервые приехал в Астану еще в 2014-м. Тогда устроился на маршрут 109, ездил на небольших «каунти» – вроде «газелек», только попросторнее. Получил тут хороший опыт. Потом пришлось уехать – по семье соскучился, по детям… Через пару лет вернулся – уже осознанно, с планами на будущее.
– Здесь в Астане научили как правильно ездить, как общаться с пассажирами, как оказывать первую помощь. И даже как держать себя в стрессовых ситуациях, – признается он.
На вопрос о трудностях отвечает честно:
– В частных парках, где работал раньше, было тяжело. Автобусы ломались. Особенно зимой: на объездной заглохнешь – и все. Ждешь. Печки нет, выйти некуда. Сейчас условия другие: техника новая, ломается редко. Все по-другому.
Работа с пассажирами – это отдельная история.
– Все ведь разные. Кто-то сядет – поздоровается, поблагодарит. А бывают недовольные. Я не конфликтный человек, стараюсь не обращать внимания. Если спросят – всегда отвечу. Как доехать, где пересесть. А вот на негатив стараюсь не реагировать. Мы же как психологи, – признается Диас.
Он с уважением говорит о культуре вождения на дорогах столицы. По его мнению, она соответствует статусу мегаполиса.
– Раньше водители не уступали, подрезали. Сейчас в пробке автобусы пропускают, понимают, – продолжает он. – А с коллегами? Да, солидарность есть. Мы друг друга видим, поддерживаем. Сигналами перемигиваемся. График – день через день. Работаем сутки, потом отдыхаем. Условия нормальные: форма есть, недавно летнюю выдали. Премии дают. Я считаю, автобусный парк №1- самый лучший в Казахстане. Можно работать спокойно, за зарплату не переживать. Но самое важное – любовь к делу. Никогда не думал менять профессию. Мне она нравится. Я иду на работу как на праздник. Всегда так.
Екатерина Тыщенко