Образование

Теплица без почвы

Ученики 38-го столичного лицея запустили исследовательский проект «EcoFuture: модель зеленого будущего». С помощью гидропонной системы они предложили способы выращивания растений без почвы, с использованием питательного раствора.

Проект реализован в рамках республиканской акции «Таза Қазақстан» под руководством учителя физики Гульмиры ПАРМОНОВОЙ. В нем участвовали старшеклассники Алуа БОЛАТОВА и Сыпабек УЛЫКБЕК.

– Охрана окружающей среды – это не просто бережное отношение к природе, это ответственность перед будущим. Как учитель считаю одной из своих главных задач привить это понимание ученикам. Экологическое мышление, экономное использование ресурсов, понимание устойчивого развития должны формироваться со школьной скамьи. В этом направлении мы реализовали особенный и важный проект в рамках экоакции «Таза Қазақстан», – сказала руководитель проекта.

По ее словам, в своем проекте они попробовали в школьных условиях реализовать экологические и инновационные подходы будущего. Исследовательский метод – современный вид сельского хозяйства, широко применяемый во всем мире для экономии ресурсов.

Основная цель – пробудить интерес учеников к «зеленым» технологиям, сочетая науку и экологию, а также объяснить идею охраны окружающей среды через практический опыт.

– «EcoFuture: модель зеленого будущего» – это не просто эксперимент. Это конкретный шаг к изменению отношения молодого поколения к природе. С помощью этого проекта мы стремились развить у детей не только навыки по выращиванию растений, но и чувство ответственности, научное мышление, способность думать о будущем, – подчеркнула педагог.

Гидропоника – технология выращивания растений без почвы, в специальном питательном растворе. Все необходимые минералы поступают к растениям вместе с водой. То есть корни находятся не в почве, а в водном растворе.

– Это один из инновационных методов, широко применяемых в современном сельском хозяйстве. Технология особенно эффективна в регионах с ограниченными земельными ресурсами и неблагоприятными климатическими условиями. Например, можно создать мини-теплицу прямо в городе, даже в школьном классе и выращивать овощи, зелень или цветы. В рамках проекта мы своими руками собрали такую систему и показали ее работу на практике. Это не только усилило интерес школьников к науке, но и способствовало формированию экологического мышления, – отметила преподаватель.

Юные исследователи считают, что у нового метода множество плюсов. Во-первых, это экономия воды. В традиционном земледелии большая часть воды теряется в почве. В гидропонике вода циркулирует в замкнутой системе и используется повторно, что позволяет экономить до 70-90% воды. Во-вторых, почва не требуется. В некоторых регионах почва неплодородна или вовсе непригодна для земледелия. В гидропонике эта проблема исчезает. Таким методом можно выращивать растения даже на балконе, в школьной аудитории или внутри здания. Кроме того, это экологически чистый способ. По словам авторов проекта, в почве много вредителей и сорняков. В гидропонике их влияние отсутствует, поэтому необходимость в пестицидах и химикатах снижается, что полезно и для здоровья человека.

– С помощью этой технологии можно получать урожай круглый год. Она не зависит от погодных условий – растения можно выращивать и зимой, и летом. При правильном контроле условий продуктивность будет высокой. Также это приносит большую пользу учебному процессу. В целом, гидропоника – это живая лаборатория. Ученики могут проводить практические опыты, связывая их с биологией, экологией, химией и физикой. Это способствует интеграции предметов и развитию функциональной грамотности, – считает учитель.

Стоит отметить, что ее ученики ранее принимали участие в XIV Международном конкурсе исследовательских проектов по математике и механике имени Ө. Жолдасбекова и заняли третье место.

 

Статьи по Теме

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Back to top button