Экономика

Такси или аренда авто: что выгодно жителю мегаполиса

Владение собственным автомобилем для многих означает не только удобство, но и престиж. Но насколько выгодно жителям большого города иметь личное авто? Как город справляется с постоянно возрастающим количеством машин?

Транспортные средства остаются причиной 47% выбросов загрязняющих веществ в атмо­сферу города и создают большую нагрузку на дорожно-транспортную инфраструктуру. Зачастую дорожное покрытие на улицах мегаполиса не выдерживает положенного срока эксплуатации и даже современные технологии укладки асфальтового полотна не всегда справляются с нагрузками. А замена дорожного покрытия – существенная статья расходов городского бюджета.

Городские власти продумывают альтернативные решения проблемы. Один из предлагаемых вариантов – развитие сервисов такси и шеринговых услуг.

 

Такси как способ экономии

По предварительному анализу Комплексного плана развития транспортной системы до 2035 года в столице на каждые 1000 человек примерно шесть машин – удивительно, но этот показатель на 3% превосходит средний уровень по сопоставимым городам, таким как Москва, Нью-Йорк, Лондон и Сингапур.

Самые простые подсчеты показывают, что личная автомашина – дело довольно затратное. Даже если не брать во внимание стоимость самого средства передвижения, затраты на его содержание – паркинг, парковка в городе, страховка, горючее, тех­обслуживание и прочее – могут существенно подорвать семейный бюджет. Поэтому дешевле передвигаться на общественном транспорте или такси.

Надо отметить, что сервисы такси в столице развиты достаточно хорошо. Основную долю рынка, а это более 70%, занимают агрегаторы – мобильные сервисы. 95% всех заказов формируются по модели «на заказ» (заранее по телефону или через интернет-приложение) и лишь 5% совершается по модели «найм от бордюра» (остановка машины на улице).

– Стоимость поездки, качество обслуживания и скорость подачи – решающие факторы выбора такси, в силу чего агрегаторы остаются более привлекательными поставщиками услуг – они имеют преимущество из-за отсутствия издержек по содержанию транспортных средств и большой базы водителей. Кроме того, агрегаторы обладают рядом преимуществ для водителей. Так, они не обязаны получать лицензию на предоставление услуг такси, могут использовать собственное транспортное средство для оказания услуг, им удобно получать заказы через мобильное приложение, – отмечают специалисты Ассоциации транспорт­ников столицы.

Жители и гости города говорят, что сегодня такси отвечает запросам пользователей: оно доступно как в отношении стоимости, так и скорости подачи. Стоимость составляет примерно 600 тенге на км по паритету покупательской способности – считается самым низким среди сопоставимых стран. Скорость подачи – в среднем 4 минуты, что также является наиболее низким показателем.

При этом специалисты отмечают, что рынок такси и каршеринга в Астане развивается стихийно – город пока не принял решение по целевому механизму лицензирования, размеру рынка, типам игроков и регулированию тарифов. Например, в Лондоне стремятся к фрагментации рынка среди частных операторов, а Токио фокусируется на увеличении качества предоставляемых услуг при помощи внедрения системы лицензий.

В настоящее время столица фактически не регулирует рынок такси, придерживаясь уведомительного характера допуска к перевозкам и минимальных требований. Основные требования к участникам закреп­лены на уровне Закона РК «Об автомобильном транспорте» и в Правилах перевозок пассажиров и багажа.

Администрирование такси в Астане выстроено существующими требованиями – регистрация ИП или прикрепление к оператору со статусом перевозчика либо служба заказа. С этого года планируется введение требований о прикреплении физических лиц к таксопаркам, что позволит водителям агрегаторов перейти в категорию официальных перевозчиков.

Повседневные поездки: каршеринг позволяет быстро и удобно перемещаться по городу.

Решение бытовых вопросов: поездки в магазин, на рынок, в аптеку и другие места, связанные с повседневными нуждами.

Туризм и путешествия: гости города могут арендовать автомобиль на несколько часов или дней, чтобы осмотреть достопримечательности.

Альтернатива такси: в некоторых случаях каршеринг может быть более экономичным вариантом, чем такси, особенно если поездка занимает продолжительное время или требует нескольких остановок.

Ответственная услуга

Сегодня у водителей агрегаторов отсутствуют требования по водительскому стажу (например, в Лондоне – не менее 5 лет), не учитывается история нарушений ПДД, как в Нью-Йорке, где водители не должны иметь более двух случаев превышения скорости на более 20 км в час от установленного максимума. Отсутствуют требования к транспортным средствам – наличие специальных обозначений, таких как шашечный пояс или знак на крыше. Не обязательны приборы контроля за состоянием водителя, такие как алкотес­теры или устройства контроля усталости, как в Москве. Не утверждены требования по соответствию транспортных средств классу экологичности, уровня комфорта и безопасности – обязательное наличие кондиционера и детского автокресла.

Для официальных операторов услуг такие правила обязательны – имеется регистрация предпринимательской деятельности, необходимы контроль прохождения рейсовых осмотров, соблюдение режима работы. Единственное, отсутствует обеспечение минимальной оплаты – фиксированная почасовая ставка.

Водители таксомоторных компаний говорят, что текущая система администрирования рынка такси не стимулирует повышение прозрачности и выполнение требований государства. Это подтверждается высоким количеством перевозок такси без разрешения или уведомления.

В Москве уровень покрытия поездок такси рейдовыми проверками составляет 30%, тогда как в Казахстане этот показатель ниже 1%. В Астане в качестве методов контроля применяют уличные проверки и лицензирование операторов такси, однако отсутствуют выделенные каналы связи для приема обращений граждан и удаленный мониторинг – контроль продолжительности работы, скоростного режима и наличия необходимых документов.

В Астане применяется система штрафов за осуществление нелегальных перевозок, размер штрафа составляет 10 МРП – 39320 тенге, тогда как в Москве он достигает 5 тысяч рублей – чуть больше 33 тысяч тенге. Однако в столице отсутствуют такие меры, как конфискация транспортных средств и лишение прав на перевозку (в Москве – лишение прав до одного года).

– У нас предоставляются некоторые преференции для отдельных групп водителей, включая право пользоваться инфраструктурой (зоны отдыха такси), а также право заезда и стоянки в ключевых местах притяжения в городе (аэропорты, парки). Однако водителям агрегаторных сервисов не предоставляется право движения по выделенным полосам и субсидии на обновление транспортных средств, а также отсутствуют меры по гарантии справедливой конкуренции через квоты на выдачу лицензий и защита условий труда и уровня дохода, – говорят эксперты.

 

Альтернатива личному транспорту

Одна из альтернатив такси – каршеринг. Это аренда автомобилей для краткосрочных поездок в пределах населенного пункта. Запуск сервиса в столице планировался посредством механизма ГЧП.

Каршеринг активно применяется во многих развитых странах, был изначально введен для сокращения числа личных автомобилей, улучшения экологической обстановки, а также создания комфортных условий передвижения для гостей города. Данная услуга постепенно набирает спрос и у жителей нашего мегаполиса.

По сравнению с зарубежными странами, активно пользующимися данной услугой, частные компании в Казахстане, в том числе и в столице, запустили такой сервис относительно недавно. Он пользуется популярностью среди туристов, а также тех, кто не намерен покупать собственное авто и тратиться на обслуживание, ремонт, бензин, мойку и др. Воспользовавшись каршерингом, клиент платит только за фактическое время проката автомобиля, а остальные расходы на себя берет компания.

Учитывая, что Астана стремительно растет, открывая значительные возможности для инвестирования, а также становится инвестиционно-привлекательной туристской дестинацией, куда прибывает большое количество иностранцев, привыкших к каршерингу в своих регионах, возникает необходимость развития данного сервиса в ближайшее время.

Современный город требует мобильности в повседневной жизни как для жителей, так и для гостей столицы, в целях реа­лизации проекта посредством ГЧП и создания комфортных условий для населения, город ищет потенциальных инвесторов, готовых к сотрудничеству.

– Каршеринг может оказаться более экономичным решением для кратковременных и эпизодических поездок, в то время как долгосрочная аренда выгоднее при ежедневном использовании автомобиля, особенно если учитывать затраты на амортизацию и уход за собственным авто. Оплата за аренду поминутная, почасовая, посуточная, – уточняют столичные транспортники.

Внедрение каршеринга позволит выполнить важные функции для города – повысить транспортную доступность и снизить темпы автомобилизации и, как следствие, загрузку улично-дорожной сети.

Обычно сервисом предлагается воспользоваться через приложение – достаточно только удостоверения личности и водительских прав. Иностранным гражданам также понадобится документ, подтверждающий право на пребывание на территории страны.

Условиями пользования может стать возраст и водительский стаж – не менее года. Если правильно планировать свой день, то каршеринг гораздо эффективнее, чем личная машина, и выгоднее, чем такси.

 

Движение по коридорам

До конца следующего года в столице планируется внедрить семь транспортных коридоров связанного каркаса скоростного общественного транспорта. Сегодня на стадии разработки находятся транспортные схемы для каркасных улиц.

В столице продолжаются работы по оптимизации маршрутной сети городских автобусов. Специалисты уверены: обеспечить приоритет общественному транспорту города можно за счет формирования связанного каркаса. Для этого разработана концепция, согласно которой пассажирский транспорт будет двигаться по выделенным коридорам с устройством пересадочных узлов в местах их пересечений.

До 2026 года в столице обещают внедрить семь транспортных беспрерывных коридоров. Кроме того, уже ведется подготовка к реализации девяти коридоров каркаса до 2027 года.

В этом году планируется разработать транспортные схемы связанных участков, а также транспортно-пересадочные узлы второго уровня. В целом до 2035 года планируется реализовать 25 коридоров для скоростного общественного транспорта.

Для эффективной работы данных коридоров должен соблюдаться ряд ключевых условий: непрерывность выделенных полос, увеличение охвата улиц выделенной полосой. Остановочные пункты должны быть приближены к перекресткам и одновременно вмещать до четырех автобусов. Правоповоротные съезды необходимо отодвинуть от перекрестков во избежание их блокирования. Кроме того, через них нужно реализовать приподнятые переходы, а вдоль улиц создать непрерывные тротуары и велоинфраструктуру.

Реализация этих условий требует изменения локальных транспортных схем по данным коридорам, а также переустройство элементов поперечного профиля улицы и всей инфраструктуры прилегающей территории.

 

Полосу подготовила Юлия ТЕН

Фото Василия КРАСЬ

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button