благоустройство

Сентябрь: тестовый запуск первой очереди ЛРТ

В Астане реализуется ряд важных транспортных проектов, ключевым считается внедрение ЛРТ. Ввод линий легкорельсового транспорта позволит своевременно решить вопросы связанности отдаленных массивов мегаполиса, увеличить скорость передвижения, снизить транспортную нагрузку и улучшить экологический климат столицы.

 

Распределение пассажиропотока

Сегодня в столице отмечается сильная зависимость от автомобильного транспорта: по состоянию на 2024 год зарегистрировано свыше 500000 машин. Это создает целый ряд сложностей, самой острой проб­лемой остаются пробки. Основные заторы наблюдаются на прос­пектах Кабанбай батыра, Туран, Тлендиева и в районе новых жилых массивов.

Запуск ЛРТ должен создать качественно новый уровень перемещения. Легкорельсовый транспорт с 18-ю станциями и высокой пассажировместимостью – 146 тысяч в сутки – сможет разгрузить основные потоки и стать опорой интегрированной транспортной сети.

После запуска первой линии ожидается снижение нагрузки в часы пик на ключевые магистрали города на 12-18%, повышение скорости передвижения в центре города – до 30-40%, рост пользователей общественного транспорта – с 41 до 71% к 2029 году.

– Проект ЛРТ является стратегически важным для столицы, так как обеспечивает создание высокоэффективного, экологичного и вместительного вида общественного транспорта, позволит перераспределить пассажиропоток, снизить нагрузку на улично-дорожную сеть и автобусные маршруты, создаст удобные пересадочные узлы, – отмечают в пресс-службе CTS, отвечая на запрос редакции. – Прогнозируемое снижение автомобильного трафика в центральной части города планируется до 10-15%, сокращение времени в пути для пассажиров – до 15-20%.

Привлекательность и комфорт

На сегодня уже построена эстакада и уложены рельсы на основной линии общей протяженностью 22,4 км. Всего на станциях № 101-118 и на перегонах между ними уложено 89600 погонных метров рельсов. В настоящее время ведется их сварка, после чего начнется окончательное закрепление пути.

В компании CTS отмечают, что при строительстве использованы рельсы из углеродистой стали с высоким содержанием железа. Они установлены на предварительно напряженные шпалы по технологии бесшовной укладки с использованием современной системы крепления DTVII2-1. Такая технология позволяет значительно снизить уровень шума и вибрации при движении подвижного состава, обеспечивая более комфортные условия для пассажиров и жителей близлежащих районов.

Далее будут проводиться работы по монтажу эвакуационных платформ, обеспечивающих безопасность пассажиров в случае чрезвычайных ситуаций.

Первая линия ЛРТ проходит по оси аэропорт – ж.-д. вокзал и пересекает ключевые трафиковые зоны, включая деловой центр и районы высокой плотности застройки. Линии планируется связать с автобусными маршрутами и создать мультимодальные хабы (автобус + ЛРТ + вело). Известно, что вдоль трассы ЛРТ вводятся Bus Lane и велодорожки, что еще сильнее будет стимулировать жителей столицы к переходу на общественный транспорт.

Реализация проекта продолжается на условиях первоначального контракта, в рамках которого сумма не подлежит увеличению. За основу проекта ЛРТ в Астане был взят опыт городов Китая, где реализуются современные системы легкорельсового транспорта. На сегодняшний день акимат города Астаны приступил к разработке технико-экономического обоснования второй очереди проекта ЛРТ.

В компании сообщили, что уже продумываются удобные и доступные способы оплаты проезда. Окончательная стоимость будет известна после ввода объекта в эксплуатацию. При оплате будут учитываться льготы для категории социально уязвимых слоев населения, так как ЛРТ – это тот же общественный транспорт, соответственно, условия будут такими же, как и на автобусных маршрутах Астаны.

Проект имеет социальный характер, и потому коммерчес­кая эффективность у него отсутствует. Сегодня на станциях продумываются варианты создания удобного сервиса, чтобы ожидание пассажиров проходило в комфортных условиях. Все станции будут оснащены эскалаторами, лифтами, а также системой, предотвращающей выход пассажиров на рельсовые пути, для обеспечения безопасности.

18 станций

Курсировать между станциями будут 19 составов, которые предназначены для первой очереди масштабного проекта. Для обслуживания пассажиров сегодня готовят квалифицированных специалистов. По информации, предоставленной транспортной компанией CTS, в городе Тяньцзинь (КНР) проходят второй этап подготовки 29 операторов поездов ЛРТ.

Урбанистические вызовы

Комплексная транспортная схема задает стратегическую модель развития транспорта с учетом роста населения и урбанистических вызовов. Эксперты рекомендуют, помимо ЛРТ, активно развивать и цифровизировать автобусную сеть, расширять интеллектуальные сервисы и транспортные развязки. Необходимо модернизировать транспортно-логистические центры, увеличивать плотность и удобство пешеходной и велоинфраструктуры, внедрять больше скоростных автобусных маршрутов – BRT, обеспечив скоординированный и стратегический подход к планированию города до 2030-2035 годов.

При условии, если произойдет подключение всей транспортной инфраструктуры к облачной платформе Smart Astana, будут внедрены AI-управления потоками в режиме реального времени (приоритизация маршрутов с задержками), среднее время поездки по городу сократится на 15-25%, а точность расписаний общественного транспорта с 10 минут уменьшится до двух. Продолжение строительства дорог, развязок, мостов и 100%-ное внедрение интеллектуальной транспортной системы (сейчас оно составляет 88%) окажут существенное влияние на снижение пробок и эффективное управление движением на дорогах Астаны. А интеграция ЛРТ-сетей в единое транспортное полотно усилит мультимодальный хаб столицы (единый инфраструктурный комплекс).

Тестовый запуск ЛРТ запланирован на сентябрь 2025 года и продлится от трех до шести месяцев. Доступным для пассажиров ЛРТ станет со следующего года.

 

Статьи по Теме

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Back to top button