Сделано в Астане

Казахстанские вагоны, собранные по швейцарским технологиям в Астане, выйдут на линии этой зимой. И это не просто новый транспорт. Это рывок в отечественной промышленности и знак того, что страна вступает в новую эпоху машиностроения. До конца года КТЖ будет передана первая партия — 51 вагон.
В столице на заводе Stadler Kazakhstan по швейцарским стандартам собирают современные пассажирские вагоны. Производство открылось в 2023 году и стало одним из самых ярких примеров индустриального скачка последних лет. Здесь для АО «Пассажирские перевозки» изготавливают купейные и плацкартные вагоны нового поколения. Уже в декабре первые составы отправятся в рейс. Всего по заказу КТЖ до 2030 года планируется выпустить 557 вагонов.
Недавно в Астане прошла пятая встреча Казахстанско-швейцарского делового совета, организованная КТЖ и Stadler Kazakhstan. Мероприятие состоялось в рамках официального визита в страну главы Федерального департамента экономики, образования и исследований Швейцарии Ги Пармелена. Вместе с иностранными гостями журналисты лично убедились: завод работает во впечатляющем темпе.

Производственный комплекс площадью более 31 тыс. кв. метров расположен в Индустриальном парке Астаны. Его мощность — 90 вагонов в год. По словам исполнительного вице-президента Stadler Rail AG Филиппа Бруннера, весь цикл — от сварки и окраски каркаса до сборки, монтажа электро-, пневмосистем и финальных испытаний — выполняется здесь, в столице.

Каждый вагон рассчитан на 40 лет службы и скорость до 160 км/ч. Они созданы специально под климат Казахстана и большие расстояния между городами. Вагоны одинаково уверенно идут как по электрифицированным, так и по неэлектрифицированным участкам железной дороги. После ввода в эксплуатацию завод будет обеспечивать обслуживание составов еще 20 лет.

Инженеры усилили теплоизоляцию, установили мощные вентиляционные системы, ввели дизельные предпусковые подогреватели, применили циклонные фильтры от песка и пыли. Воздухозаборники спроектированы так, чтобы внутрь не попадал снег. Система вентиляции оснащена антибактериальной обработкой воздуха.
Внешний вид вагонов продуман до деталей: они оформлены в цвета государственного флага — синий и желтый. Вся продукция соответствует стандартам ЕАЭС и современным международным нормам вагоностроения.
Уже со следующего года первые поезда Stadler выйдут на популярные маршруты: Астана — Алматы, Астана — Семей, Астана — Шымкент, Астана — Атырау.
На предприятии сегодня трудится более 720 специалистов. За последние два года бывший завод «Тұлпар-Тальго» полностью модернизировали: обновили оборудование, отправили казахстанских инженеров на учебу в Европу, запустили серийное производство и увеличили долю локализации.
— Казахстан никогда не выпускал вагоны подобного уровня — с большой вместимостью, современным интерьером и высокой эргономикой, — отметил Филипп Бруннер.

Швейцария остается одним из ключевых инвесторов в казахстанскую экономику. Здесь работают компании в сферах машиностроения, энергетики, пищевой и фармацевтической промышленности. За первые девять месяцев 2025 года взаимный товарооборот достиг $1,1 млрд.
Вице-премьер — министр национальной экономики Серик Жумангарин подчеркнул: Казахстан заинтересован в расширении участия швейцарского бизнеса в сферах цифровизации, медицины, биотехнологий, машиностроения и ВИЭ. А локализация производства пассажирских вагонов Stadler в Астане стала одной из ключевых точек сотрудничества.
Stadler Kazakhstan — дочерняя структура швейцарского концерна Stadler Rail, мирового лидера в производстве подвижного состава с более 80-летней историей. Сегодня продукция компании используется в 45 странах мира и известна своим качеством, технологичностью и инновациями.
Райхан РАХМЕТОВА
Фото Александра ЖАБЧУКА




