Музыка, которая звучит в сердце

Маэстро Роберто Молинелли — о магии оркестра, казахстанской публике и искусстве как мосте между культурами.
В Центральном концертном зале «Казахстан» с аншлагом прошло симфоническое шоу, посвящённое золотым хитам легендарного итальянского фестиваля Сан-Ремо. Маэстро Роберто Молинелли представил уникальную программу, в которой объединились академическая мощь симфонического оркестра и эмоциональность эстрадной итальянской песни.
Зал был полон, публика аплодировала стоя, зрители признавались, что некоторые номера довели их до слёз. Этот вечер стал настоящим праздником живой музыки и культурного диалога.
Концерт состоялся в рамках XIV международного музыкального фестиваля «Астана кештері» и был организован при поддержке гуманитарного фонда «Дегдар», который уже много лет развивает просветительские проекты в области классического и академического искусства, открывая казахстанским слушателям мировые имена.
Маэстро дал интервью, в котором рассказал о своём творческом пути, любви к оркестру и вдохновении, которое он находит в каждом звучании.
– Маэстро, вы известны своей способностью объединять разные музыкальные жанры. Как вы пришли к этому межжанровому подходу и что вас вдохновляет на эксперименты?
– Будучи ещё студентом консерватории, я слушал музыку всех жанров. У меня классическое музыкальное образование: я изучал композицию и игру на альте. Но вместе с этим я с увлечением слушал и рок, и эстраду, и джаз. С самых первых шагов в профессии я сотрудничал с музыкантами разных направлений и всегда высоко ценил все музыкальные формы.
Эксперименты меня привлекали, в том числе, из-за работы с оркестром. Он способен дать неповторимое, объёмное звучание любому произведению, облагораживая его. Оркестровая музыка – это музыка на века. Её слушали в XVII, XVIII, XIX веках, слушают сейчас и будут слушать в будущем.
– Вы работали с Андреа Бочелли, Сарой Брайтман, Лучо Далла. Кто из них оставил самый яркий след?
– Каждый из них. Ни один великий музыкант не похож на другого. Поэтому каждый опыт был особенным. Я также работал с Хосе Каррерасом и другими звёздами классической сцены. Эти встречи были важны не только в музыкальном плане, но и по-человечески. Великий артист – это всегда человек, способный оценить талант другого, бережно относящийся к красоте искусства.
– Вы написали множество произведений для разных инструментов. Что вас вдохновляет на это?
– Например, мой концерт для саксофона «Четыре картинки из Нью-Йорка» стал одним из самых исполняемых в мире. В нём саксофонист в течение четырёх частей меняет три инструмента.
Я часто пишу для тех инструментов, которым нужен новый репертуар. Так появлялись произведения для бандонеона, баяна, скрипки, альта, виолончели. Я написал три концерта для итальянского виолончелиста Энрико Диндо. Также делал музыку для рекламы, аранжировки – для самых разных ансамблей. У каждого коллектива свой характер, и мне интересно раскрывать его.
– Каково было работать с оркестром Astana Ballet?
– Этот оркестр фантастический. Молодые, страстные, невероятно профессиональные музыканты. Я счастлив работать с ними и искренне желаю им всем большого успеха.
– Как вы оценили зал ЦКЗ «Казахстан»?
– Я дирижировал там много раз на фестивале «Астана кештері». Зал прекрасный — и по акустике, и по красоте. В нём каждый звук доходит до слушателя. Это заслуга проектировщиков, и я искренне благодарю их за этот зал.
– Какой вам показалась казахстанская публика?
– Она очень живая и включённая. Люди откликаются, пишут, спрашивают, когда я вернусь. Это трогает, ведь концерт всегда диалог, музыкант передаёт чувства, а публика возвращает вдохновение. Это обмен энергией, и здесь он очень мощный.
– Фонд «Дегдар» приглашает зарубежных артистов. Что вы думаете о работе гуманитарного фонда?
– «Дегдар» делает невероятное. Их вклад в культурное просвещение огромен. Было бы здорово, если бы в других странах были такие же энтузиасты. У них есть особый талант чувствовать новое, оригинальное, качественное искусство, и не только в музыке. Этот вкус к высокому распространяется и на другие виды искусства.
Они занимаются поистине неординарной просветительской деятельностью. Думаю, каждому музыканту и вообще всему миру искусства нужны такие организации, как гуманитарный фонд «Дегдар».
– Вы преподаёте в Консерватории в Болонье. Что советуете молодым музыкантам?
– Я обучаю игре на альте, оркестровке, дирижированию. Провожу мастер-классы. Вижу, как молодёжь горит музыкой, как, например, в оркестре Astana Ballet. Это вдохновляет.
Мой главный совет – не сдаваться, не останавливаться на пути, постоянно развиваться и передавать слушателям чувства. Музыка – это жизнь. Живите ею.
– Что бы вы хотели сказать казахстанским музыкантам и слушателям?
– Желаю вам идти к музыке с открытым сердцем. Искусство обогащает – не материально, а духовно. Оно развивает воображение, помогает мечтать, создавать.
Я надеюсь на новые встречи с вами, на продолжение сотрудничества с фондом «Дегдар» и с высоко ценимыми мной казахстанскими артистами и публикой.
Справка: Роберто Молинелли — итальянский композитор, дирижёр, альтист. Преподаёт в консерватории Болоньи. Сотрудничал с Хосе Каррерасом, Сарой Брайтман, Андреа Бочелли. Автор многочисленных симфонических произведений и концертов для саксофона, виолончели, альта и других инструментов. Обладатель престижных музыкальных премий и признанный мастер музыкального синтеза классики и современной сцены.
Фестиваль «Астана кештері» ежегодно проводится в столице Казахстана, объединяя лучших казахстанских и международных музыкантов.
Гуманитарный фонд «Дегдар» – ведущая организация в сфере культурного просвещения, открывающая публике произведения академического искусства мирового уровня.
Зарина МУХАМЕДАЛИ