Любовь, сотканная временем

На сцене театра «Астана Балет» прошла премьера двухактного спектакля «Два ковра» — масштабного художественного полотна, созданного на основе древней азербайджанской легенды о ширванском ковре. Эта история переносит зрителей в мир, где узоры становятся летописью жизни, а каждая нить хранит судьбу и чувства.
История, преодолевающая время Легенда о ширванском ковре легла в основу балета о любви, потерях и вновь обретенном счастье. Действие разворачивается на фоне исторических событий XIX — начала XX века в Баку, Санкт-Петербурге и Вене, погружая зрителей в атмосферу эпохи перемен. «Два ковра» — это история о дружбе девочки Лейлы и мальчика Самира, перерастающей в любовь, несмотря на разлуку, потери и искушения. Судьба забрасывает Самира, потерявшего после войны память, в Вену. Рядом с ним любящая женщина Марго. Но счастливый случай и ковер, сотканный на родине, помогают ему вспомнить любимую и вернуться к ней.
Особая глубина спектакля заключается в проникновенном изображении женской души. Балет раскрывает внутренний мир героини Лейлы, которой предстоит делать выбор между личным счастьем и жертвой ради любимого человека. Это история о том, как сила духа и верность способны преодолеть самые тяжелые испытания судьбы.
Автор либретто и идейный вдохновитель проекта Валерий КОПЕЙКИН рассказал о том, как родился проект и как шла подготовка к нему.
— Все началось, конечно, с легенды. В какой-то момент к нам попал этот сюжет, и с азербайджанской стороны прозвучал вопрос: можно ли сделать что-то для Азербайджана? И оказалось, что легенды о ширванском ковре почти не существует — буквально три-четыре строчки. Если попытаться найти подробности, их нигде нет. Наверное, именно это и подтолкнуло меня. Я почувствовал, что эта легенда должна быть. По азербайджанской традиции она должна была закончиться грустно: женщина ткет черный ковер, и для нее на этом жизнь заканчивается. Но мне показалось, что это неправильно — любовь должна побеждать. Поэтому у нас появился мотив двух ковров. Отсюда название.
Работа над спектаклем стала для команды увлекательным путешествием в культуру Азербайджана.
— До начала проекта почти ничего о ней не знал. Пришлось в нее буквально влюбиться. Я даже ездил на ковровые производства, разговаривал с мастерами, узнавал, как ткут ковры. Мы изучали исторический контекст начала Первой мировой войны, поднимали архивы кадетского корпуса, где действительно служили азербайджанцы. Так что немного погрузились в историю, но, конечно, не настолько, чтобы считать себя специалистами по культуре Востока, — отметил собеседник.
Восток и Запад на одной сцене
Балет «Два ковра» — это не просто сценическая история, а эпическое повествование, соединяющее две части света, традицию и современность, вечную тему любви и безграничную силу человеческой памяти.
— Если говорить об идее соединения Востока и Запада, это отражено и в либретто, и в музыке. Мы проходим через три страны — Азербайджан, Россию и Австрию. Сначала показываем Баку — и в музыке Арсения Смирнова звучат мотивы азербайджанской традиции. Потом действие переносится в Петербург — строгий, классический, сдержанный, затем в Вену начала XX века, эпоху ар-деко. Также визуально постарались передать это в оформлении, линиях, костюмах. В итоге смешали разные культуры и стили и получили нечто единое, целостное, — говорит собеседник.
По словам автора либретто, работа с хореографом и композитором строилась очень живо. Постановка стала результатом слаженной работы творческой команды MOSAIC DEL ARTE.
— Это не первый наш совместный проект — мы уже чувствуем друг друга. У нас есть команда MOSAIC DEL ARTE, и мы стараемся работать именно как команда. Это не значит, что в будущем не появятся другие постановщики, но наша основа — ядро — останется. Конечно, как у всех творческих людей, у нас бывают конфликты, споры, но, главное, мы научились слушать друг друга. А когда ты умеешь слушать, рано или поздно приходишь к общему решению. Были, конечно, моменты, когда хотелось все остановить и начать заново, но мы шли вперед, — признается спикер.
Хореография
Постановщик-режиссер и хореограф Александр МОГИЛЕВ, сумевший воплотить эпическое повествование в изысканном пластическом языке, также поделился своими впечатлениями.
— До этого момента я не был глубоко погружен в азербайджанскую или вообще восточную культуру. Восточная тематика в моей жизни ассоциировалась, пожалуй, только с моей женой — она татарка. Поэтому некоторые вещи, связанные с тюркской культурой, мне близки. Что касается самого спектакля, то я люблю экспериментировать. В своей хореографии и режиссуре стараюсь искать что-то новое. Этот спектакль в какой-то степени ближе к академическому, чем к современному театру, но в нем есть даже радикальные приемы. Мне хотелось соединить классику и современный язык — опереться на традиции, но при этом говорить со зрителем актуально и понятно. Сюжет достаточно ясный, в нем есть любовная линия, он зрительский и эмоционально понятный. Погружаясь в эту культуру, я понял, что ковер — это не просто элемент быта, не то, что ассоциируется с советскими интерьерами. Это целая история, легенда, зашифрованная в орнаментах. Каждый символ на ковре имеет значение, несет информацию. Умение «читать» ковер — это как умение читать искусство: если умеешь видеть, можно многое понять. В плане декораций мы тоже стараемся удивить зрителя: они двигаются, меняются прямо на глазах. Мы не скрываем театральность, не маскируем сцену под реальность, но при этом создаем атмосферу, в которую зритель верит. Что касается состава труппы, я бы сказал, у нас полтора состава. Артистов подбирали по совокупности качеств — технических и эмоциональных. В труппе «Астана Балет» — потрясающие артисты, которые владеют и актерской, и технической стороной танца. Конечно, были сложности, главным образом потому, что классическим танцовщикам физически сложнее перестраиваться на современную хореографию — координация и принципы другие. Но артисты здесь настолько профессиональные и открытые, что быстро осваивают новое. Я стараюсь объяснять не просто движения, а принципы, идею, философию движения — не заучивание, а осознание. Это, пожалуй, главное, что я хотел им передать, — отметил хореограф.
Музыкальную партитуру специально для «Двух ковров» создал композитор Арсений Смирнов. Его музыка тонко отражает смену культур и эпох: от восточной мелодичности Азербайджана до классической строгости Петербурга и изысканности венского ар-деко.
Художественный облик спектакля разработала Анастасия Капустина, художником по костюмам выступил Игорь Чапурин, а цифровую графику и анимацию создала Александра Артамонова, наполнив сценическое пространство живыми визуальными образами.
Музыка звучит в исполнении симфонического оркестра театра «Астана Балет» под управлением главного дирижера Армана Уразгалиева. Слияние мощного оркестрового звучания и выразительной пластики танца превращает спектакль в настоящий синтез искусств, где звук, движение и визуальный образ рождают единое эмоциональное пространство.
Художественный руководитель театра Нурлан КАНЕТОВ отметил, что главная ценность балета «Два ковра» в том, что он стал результатом объединения двух сильных творческих коллективов — международной компании MOSAIC DEL ARTE и театра «Астана Балет».
— Наше сотрудничество продолжается, и мы гордимся тем, что в прошлом году представили зрителям рок-балет «Всепрощающая любовь» (Blind Forgiveness), который с успехом прошел на сценах Афин, Астаны и Алматы, получив высокие оценки критиков и искренние аплодисменты публики. Премьера «Два ковра» — это новый шаг в нашем совместном творческом пути, — поделился худрук.
Он отметил, что постановку начали готовить сразу после отпуска, что было непросто для артистов, однако благодаря внимательной работе постановщика Александра Могилева процесс прошел успешно. По его словам, спектакль получился ярким, эмоциональным и наполненным любовью.
— Артисты очень воодушевлены, работали с радостью и волнением, и я уверен, что вы оцените их искреннее исполнение на сцене. Мы приступили к работе 11 августа, что по меркам балета очень быстро, особенно учитывая плотный репертуар театра. Команда проекта MOSAIC DEL ARTE подошла к делу с большой серьезностью. Это уже наш второй совместный проект после «Слепого прощения», который с успехом прошел в Афинах и Алматы. Мы гордимся сотрудничеством и тем, как коллектив внимательно отнесся к азербайджанской культуре. В спектакле задействованы 34 артиста, постановка насыщенная, динамичная, полная драйва. В главных партиях — наша звезда Самира СУЛТАНОВА и молодой солист Сундет СУЛТАНОВ. Александр Могилев мастерски поставил сцены, которые пробирают до мурашек, например, сцену войны. Но в спектакле есть и легкие, обаятельные, юмористические эпизоды — сцены со слугами, кадетами с оружием, исполненные с невероятной синхронностью и блеском, — рассказал художественный руководитель театра Нурлан Канетов.
В спектале «Два ковра» нет случайных деталей: каждый звук, каждый шаг, каждый штрих костюма говорит о вечном — любви, которая продолжает жить, пока звучит музыка и движется танец.
Алина ИМАМБАЕВА