Образование

Идеальная школа?

Многие мечтают учиться в такой. Каждый представляет ее по-своему: светлые, просторные учебные кабинеты, широкие коридоры, зоны отдыха и релакса, современная техника в каждом классе, спортивные залы, оснащенные качественным инвентарем, уютная библиотека. В общем, атмосфера, располагающая не только к получению знаний, но и к самовыражению. Сегодня обучаться в такой школе появилась возможность у любого казахстанского школьника независимо от социального положения семьи и способностей ребенка. Накануне каникул в одной из таких комфортных школ побывали корреспонденты «Вечерней Астаны» и лично смогли убедиться в ее уникальности.

В Казахстане реализуется масштабный национальный проект в сфере образования «Комфортная школа». Учебные заведения возводятся не только в крупных городах и элитных районах, но и в небольших районных центрах, спальных районах и жилых массивах.

Стоит отметить, что ранее в Казахстане да и во всей Центральной Азии опыта реализации такого масштабного проекта не было: за три года необходимо ввести в эксплуатацию 369 комфортных школ по всей стране. С учетом грандиозного размаха и ограниченного времени единый оператор – АО «Samruk-Kazyna Construction» внедрило в пилотный нацпроект самые передовые мировые практики строительства.

Его реализация заключается в создании современных, безопасных и удобных условий для обучения школьников, чтобы обеспечить как высокое качество образования, так и всестороннее развитие учащихся.

Особенность комфортной школы еще и в том, что проектирование, строительство и оснащение ведутся параллельно. Технология информационного моделирования зданий позволяет создавать трехмерные модели. Такие механизмы практикуются по всему миру для оптимизации и полного контроля хода строительных работ на всех уровнях, включая прозрачность ведения документооборота.

2000 мест для 700 учеников

Итак, чтобы лично убедиться в эффективности проекта, отправляемся в одну из тех школ, которая открылась сравнительно недавно – в январе. Расположено учебное заведение нового формата в жилом массиве Уркер. Речь идет о средней школе №100 по адресу: улица Е535.

Она значительно выделяется среди других зданий. Яркий фасад, облагороженная территория, широкие спортивные площадки вокруг учреждения создают впечатление счастливого ученичества. Хочется поскорее оказаться внутри здания, окунуться в школьную атмосферу, сесть за парту и погрузиться в знания. На входе нас приветливо встречает охранник, проводит через сложную пропускную систему и провожает в холл.

Первое, что бросается в глаза, – это просторные коридоры, современный дизайн кабинетов, удобное расположение, причем в проектах учебных заведений предусмотрены меры по предотвращению буллинга среди учащихся. Важную роль в этом вопросе играют архитектурные решения. Здание разделено на три блока, которые ограничивают перемещение учеников таким образом, чтобы старшие и младшие классы не пересекались на переменах. Дополнительно создано больше мест в гардеробных зонах для беспрепятственного и организованного хранения одежды и личных вещей учеников, что в свою очередь уменьшает время и стресс детей при переодевании.

Важным в проекте является площадь комфортных школ, которая увеличена по сравнению с типовыми на 15-20%, и их техническое оснащение. Увеличены также размеры и количество актовых и спортивных залов. В зависимости от сезона года и региональных особенностей ученики могут пользоваться хоккейной площадкой, футбольным полем, теннисными кортами или беговыми дорожками.

– Учтена инклюзивная среда для детей с особыми образовательными потребностями. Предусмотрены пандусы, лифты, адаптированные туалетные комнаты и кабинеты инклюзивного образования на первом этаже, что позволяет всем учащимся иметь равные возможности для обучения. Отличается не только материально-техническая база, но и система безопасности, которая включает камеры видеонаблюдения, систему контроля и управления доступом (СКУД) и систему блокировки дверей для защиты от возможных угроз. Все эти меры направлены на создание безопасной и удобной образовательной среды, – отмечает Айгуль Аширова.

– Общая площадь школы составляет 23 тысячи квадратных метров, рассчитана на 2000 мест. Сейчас она работает в одну смену, здесь обучается около 700 учеников. Скорее всего, в следующем учебном году заполнится, потому что вокруг ведется строительство жилых домов. В нашей школе есть лифт, предназначенный для маломобильной группы учеников. Все 130 учебных кабинетов оснащены компьютерами. Школа располагает актовым залом на 432 посадочных места, четырьмя спортивными залами, есть по два кабинета информатики новой модификации, химии, физики, биологии, четыре кабинета технологии, класс музыкальных инструментов, буфет, столовая на 360 посадочных мест, библиотека с тремя книжными складами, – рассказала во время экскурсии по учебному заведению заместитель директора по воспитательной работе Айгуль АШИРОВА.

Библиотека – место для релакса

Первым делом вместе с заместителем директора мы направляемся в новый актовый зал, где как раз шло награждение учащихся – участников городской олимпиады. По словам спикера, здесь часто проводят различные школьные мероприятия, в том числе с участием детей, обучающихся по инклюзии. Специально для них предусмотрен лифт-подъемник на сцену, чтобы они могли чувствовать себя полноценными участниками действия. Затем отправляемся в специально оборудованные классы для обучения робототехнике и визуальному дизайну, где юные разработчики могут проявить себя в конструировании современных моделей. Важно отметить, что лабораторные классы и кабинеты для творчества обустроены не по привычному типу – парты, доска и шкаф, а в виде мини-мастерских. В классе размещены отдельно рабочие, учебные зоны, имеются места для коллективного мозгового штурма.

Гордостью школы стала огромная библиотека в два этажа с удобными читальными залами, оборудованными мягкой мебелью, местами для хранения и богатым книжным фондом.

– Мы подали заявку на пополнение библиотеки новой литературой. Ученики на большой перемене забегают, чтобы подготовиться к уроку, написать мини-доклад, например, по истории, литературе, биологии, поэтому хотим, чтобы библиотечный фонд был разнообразным. Ученики постарше предпочитают классику – Абая, Мухтара Ауэзова, Джека Лондона, Марка Твена и других авторов. Многие приходят, чтобы просто отдохнуть в тишине, поиграть в компьютерные и настольные игры, – продолжила библиотекарь школы Гульмира ЖАКУДИНА.

На первом этаже расположены кабинеты инклюзивного образования, логопедов, дефектологов и психологов. Они имеют необходимое техническое оснащение, тактильные материалы и специализированные пособия. В этой секции также расположены большая столовая, разделенная на младший и старший блоки, четыре спортивных зала. Два из них закрыты до тех пор, пока школа не будет полностью укомплектована учащимися.

– Два зала полноценно фунционируют, малый предназначен для младшего и среднего звена – с 1-го по 5-й классы, большой зал – для старшеклассников. На улице есть спортивная площадка с футбольным, баскетбольным и волейбольным полями, школа полностью обеспечена спортивным инвентарем для занятий физкультурой. Я переехал из Павлодарской области, где раньше работал учителем физкультуры в обычной школе, и хочу отметить, что работать в комфортной школе очень интересно. Здесь мы можем готовить учеников даже к олимпийским видам спорта, вся база для этого имеется. В обычных школах не всегда материальная база высокого уровня. Кроме того, наша школа работает в одну смену, что дает возможность ученикам после обеда посещать спортивные секции, творческие кружки, дополнительные занятия. В залах проводятся республиканские и городские соревнования, – поделился учитель физкультуры школы №100 Жасулан МАНЕНОВ.

По словам преподавателя, дети имеют разные предпочтения: девочки чаще записываются на волейбол, мальчики – на футбол. Ученики начального звена увлекаются шахматами и национальными играми – тоғызқұмалақ, асық ату.

23 столичные школы

В настоящее время в учебном учреждении работают 56 преподавателей, однако вакантные места есть, ведь в сентябре ожидается наплыв учеников.

– Условия обучения и работы в таких школах значительно лучше. Учителя обеспечены индивидуальными рабочими местами с компьютерами и доступом к высокоскоростному Интернету. Проводятся бесплатные курсы повышения квалификации для педагогов, можно уверенно сказать, что обучение в таких школах способствует всестороннему развитию учащихся, повышает мотивацию к учебе и участию во внеклассных мероприятиях, а хорошие условия создают благоприятную образовательную среду. Все это помогает самореализации как учеников, так и преподавателей, – отметила куратор проекта – директор школы-гимназии №69 Жулдыз РАХМЕТОВА.

– Школы нового формата будут иметь одинаковое оснащение во всех регионах страны. Национальный проект привнесет стандартизацию современных условий обучения как в городские, так и в сельские школы, обеспечивая равенство детей в доступе к качественному образованию. Все заведения оборудованы передовыми STEM-лабораториями – для изучения и практического применения знаний в области науки, технологии, инженерии и математики, кабинетами робототехники – для развития навыков программирования и конструирования, хореографическими залами, оснащенными всем необходимым для занятий танцами и физической активности, зонами отдыха и нетворкинга – для общения и обмена идеями школьников в перерывах между уроками. В каждом кабинете есть интерактивные доски и компьютеры, в коридорах на каждом этаже – питьевые фонтанчики, шкафчики для хранения учебных материалов и вещей, – подчеркнула спикер.

В рамках национального проекта в Астане запланировано строительство 23 школ нового формата, из которых 16 уже готовы. Общее количество ученических мест составит около 90 тысяч в две смены. При строительстве основные трудности возникали при оформлении земельных участков, подведении инженерных сетей и координации с местными исполнительными органами. Однако для контроля сроков и качества строительства комфортных школ используется информационная платформа по мониторингу проекта, что значительно облегчает кураторскую работу. В целом, по мнению куратора, проект реализуется успешно и особых нареканий нет.

 

«Учиться здесь одно удовольствие!»

Один из важнейших приоритетов национального проекта «Комфортная школа» – поддержка отечественных производителей товаров и услуг, поэтому казахстанские предприятия обеспечили все школы мебелью. По словам Жулдыз Рахметовой, такой подход стратегически важен, так как использование продукции, произведенной в стране, содействует росту национальной экономики. Предоставление возможностей для казахстанских производителей помогает отечественным компаниям создавать рабочие места, стимулирует развитие местной промышленности.

– В этой школе учится моя дочь, я рада, что нам удалось сюда попасть. Когда узнали, что здесь открывается комфортная школа, не раздумывая переехали в этот район. Мне нравится, что здесь к каждому ребенку преподаватели имеют отдельный подход, а учебный процесс выстроен качественно, интересно и познавательно. Да и сама школа притягивает детей своим комфортом, современным дизайном. Здорово, что дети посещают различные кружки, мероприятия, участвуют в конкурсах, то есть с утра до вечера заняты, – рассказывает Мариам СЕМБАЕВА, мама ученицы 2-го класса.

– Учиться здесь одно удовольствие, у нас очень дружный класс и хорошие учителя. Уроки проходят интересно: мы занимаемся на компьютерах, выполняем задания в лабораториях, работаем в кабинетах робототехники и мастерских. Наша школа красивая, удобная, светлая, просторная и уютная. Актовый зал похож на кинозал, а в спортзалах каждый класс занимается отдельно, не так, как было в школе, где я раньше училась. Сейчас многие предметы, которые раньше не понимала, даются мне легко, потому что учителя объясняют доступно, могут индивидуально позаниматься, – поделилась впечатлениями ученица 6-го класса Балым ИЛЬЯС.

Таким образом, можно сказать, что комфортные школы представляют собой нечто большее, чем просто учебные заведения. Это новый стандарт, соответствующий общемировой образовательной системе, который сочетает в себе передовые технологии и современные архитектурные решения. В мире спрос на качественное образование высок как никогда, и Казахстан стремится быть на передовой.

Юлия ТЕН

Фото Василия КРАСЬ

 

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button