Uncategorized

Гуманизм Абая вдохновляет

В Национальной академической библиотеке РК прошла международная научно-практическая конференция «АБАЙ МҰРАСЫНА ЖАҢАША КӨЗҚАРАС». Новый взгляд на наследие Абая — ключевая тема конференции, посвященной 180-летию великого казахского поэта и просветителя. Можно отметить комплексный научный подход в подготовке и проведении масштабного юбилейного мероприятия. Организаторы — НАБ РК, Совет ветеранов Есильского района города Астаны при поддержке Министерства культуры и информации РК.

Поэзия, «Слова назидания», философские размышления и переводы Абая — поистине золотая сокровищница национальной культуры. Творческое наследие Абая признано ЮНЕСКО, произведения переведены на английский, русский, немецкий, китайский, французский, другие языки и вошли в золотой фонд мировой литературы, отмечалось учеными. В ходе конференции всесторонне были рассмотрены ценность и значение наследия Абая Құнанбайұлы в реалиях современного общества. Были обсуждены актуальность философских, литературных и просветительских взглядов великого мыслителя в настоящее время, его роль в процессе духовного возрождения. Многогранная личность Абая широко представлена с позиции новой научной парадигмы. Сделаны ссылки на научные труды известных ученых-абаеведов по изучению и популяризации богатого творческого наследия Абая. Философия и дух гуманизма Абая направлены на гуманистическое воспитание членов общества. Мыслитель и гуманист мечтал, чтобы каждый казах знал русский язык, который для него самого открыл мировую культуру.

Участники конференции — известные ученые, писатели, деятели культуры Казахстана, а также представители библиотечной сферы стран СНГ. Модератором выступил писатель Аслан Гафуров. Он поздравил всех со 180-летием великого Абая, подчеркнув выдающуюся роль великого гуманиста, блестящего философа, личности мирового масштаба.

Слово предоставили основному спикеру — ученому, писателю, доктору филологических наук, профессору Серику Негимову. В докладе «Абайдың ғылыми жүйе сарыны» он остановился на размышлениях философа о религии и гуманизме на основе анализа его стихотворения «Алланың өзі де рас, сөзі де рас» (Истина и сам Аллах, и его слова»). Излагая взгляды Абая на религию, воспитание, гуманизм и философию морали, ссылка дается также на «Слова назидания». Концепция Абая, основы его познаний — прочный стержень его гуманистических идеалов. Основная логика мыслей сводится к философии морали, вопросам нравственной полноты личности.

Писатель, публицист, заслуженный деятель Казахстана Алдан Смайыл в своем выступлении остановился на философии и размышлениях Абая о национальном самосознании, актуальном и в сегодняшних реалиях, напомнил об учении Абая о нравственной полноте личности и бессмертных гуманистических идеях о справедливости, стремлении к знаниям и благородству, отметил определенную органичность и зримое созвучие философских взглядов Абая и Конфуция.

Писатель, лауреат Государственной премии РК Алибек Аскаров в ходе выступления поделился словами известного ученого Жабайхана Абдильдина, сравнившего личность Абая с выдающимися философами Гегелем и Кантом на одной из конференций. Он также подчеркнул значение литературных переводов произведений Абая на другие языки. Через Абая мир все больше узнает о Казахстане, отметил спикер.

В работе конференции активность проявили члены Есильского совета ветеранов под руководством Шарипы Устемировой. С докладом «Абай и проблема воспитания молодежи» выступила кандидат филологических наук, профессор Орик Имангожина. Она говорила о современной казахстанской молодежи, которая популяризирует государственный язык, продолжает образование в Казахстане.

«Многие читают Абая в оригинале. Он воспитывает критическое мышление. Современная молодежь знает Абая. Мы должны помогать учебным заведениям в изучении его творчества. Мир Абая — это наш жизненный компас», — отметила она.

Особо эмоциональными оказались онлайн-включения.

«Произведения Абая многократно издвались на русском языке. И сегодня Абай востребован, стоит на перекрестке многих миров, соединяет Восток и Запад. «Слова назидания» — это и любовь, и строгость к своему народу. Учил свой народ не обособляться, учиться и у других народов. Народ обязан своему учителю. За знание Пушкина, Толстого, за любовь ко всему человечеству Абая знают и любят в России. Посол дружбы сплачивает, объединяет», — с такими словами обратился к казахстанцам российский издатель и литератор, писатель, журналист, редактор Георгий Пряхин.

Поистине с кавказским темпераментом выступил профессор, заведующий кафедрой тюркологии Ереванского государственного университета Александр Сафарян. Говорил он от имени издателей произведений Абая на армянском языке.

«Абай полюбил все человечество, и люди отвечают ему взаимностью. У нас изданы Антология казахской литературы, роман-эпопея Мухтара Ауэзова «Путь Абая», «Слова назидания» (впервые). Также на армянском языке изданы казахские народные сказки, произведения Магжана Жумабаева, Ахмета Байтурсынова. В год 180-летия акына в Ереване открылся парк имени Абая. В Ереванском госуниверситете есть Центр казахского языка, истории и культуры, где проходят встречи с учеными из Казахстана. Абай — великий гуманист, все больше людей обращается к его бесценному наследию», — заключил тюрколог.

Также внимательно и с большим интересом слушали участники конференции «6-е слово назидания Абая», которое прочитал на португальском языке заместитель Чрезвычайного и Полномочного Посла Португалии в Республике Казахстан Дэвид Матуш. Затем выступил писатель, переводчик «Слов назиданий» Адитья Адри Салех Аб Рахим из Индонезии.

В конференции приняли участие и молодые ученые. Они поделились свежими идеями, новыми тематическими проектами. «Абай шығармаларының қазіргі баспалары мен Мүрсейіт қолжазбалары арасындағы кейбір айырмашылықтар» представил PhD-доктор, научный сотрудник Центра тюркологии КазНПУ им. Абая Марлен Әділов. «Абай қарасөздеріндегі қазақ мемлекеттілігі образдары: философиялық талдау» — докторант кафедры философских наук Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева Абылайхан Қалназаров.

На конференции заслуженные слова прозвучали в адрес мецената Медгата Кульжанова, который на протяжении длительного времени поддерживает успешные проекты, связанные с продвижением и популяризацией бесценного наследия Абая. Как отмечалось, он происходит из рода великого Абая. В разное время внес личный вклад в открытие клуба и дома Абая в Лондоне, проведение юбилейных мероприятий. Его наградили медалью Абая. В ходе конференции ряд участников также удостоился медали Абая за вклад в абаеведение и популяризацию творческого наследия великого акына: ученый Серик Негимов, писатель Алдан Смайыл, члены Есильского совета ветеранов — профессор Орик Имангожина, лауреат Международной литературной премии «Алаш» Өріс Яшүкірқызы и другие участники.

Мухтар Ауэзов называл Абая демократом-просветителем, который хотел воспитанием и избавлением от пороков отдельных членов общества изменить жизнь. Мыслители различных эпох стремились ответить на вопрос: «Из каких главных черт состоит достоинство человека?» Он волновал в условиях казахского общества 19 века и Абая, который размышлял, какими должны быть гуманистические взгляды молодого поколения его времени, какими благородными чертами характера они должны обладать. Вершиной гуманистических познаний Абая стала его концепция «имани гул» — троекратная любовь. На основе учения поэт в своей философии морали придерживался принципа «люби все человечество, считая родным» (адамзаттың бәрін сүй, бауырым деп). Эти идеи пронизывали все творчество Абая. Поэт-мыслитель обращался к молодежи — новому поколению, к тем, которых задумал наставлять на уровне требований нового времени. Он хотел зарядить сердца целеустремленной молодежи человечностью, привить им благородные черты характера.

Зло и добро, о которых говорил Абай, — это склока, ложь, бахвальство, леность, бесцельное транжирство, от которых надо быть подальше, и пять благородных свойств, к которым надо стремиться: дерзание, труд, глубокие размышления, сознательное ограничение себя в чем-либо и милосердие.

В философских размышлениях, «Словах назидания», анализируются многие философские понятия, такие как «адам болу — стать человеком», «толық адам — человек нравственной полноты», «адамның адамдығы — человечность людей» и другие.

На вопрос, с чего начинается стремление детей стать человеком, Абай отвечал: «Только тогда, когда кто-либо из детей станет жаждать наук и знаний сознательно, с искренней любовью, только тогда он будет называться человеком».

Культ милосердия и добродетели — основной в философии Абая. Он объяснял сердце как бурлящий источник эмоций, милосердия и благоволения, которые лежат в основе человечности.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» — крылатые слова Николая Некрасова. В случае с гением Абая он и талантливый поэт, и гражданин мира.

Международная научно-практическая конференция «АБАЙ МҰРАСЫНА ЖАҢАША КӨЗҚАРАС» прошла успешно в онлайн- и офлайн-форматах.

Раиса АГИБАЕВА, руководитель медиагруппы Совета ветеранов города Астаны

 

 

 

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button