Графика с вечностью

Есть выставки, на которых хочется задержаться. Замедлить шаг, прислушаться к себе, рассматривать не глазами, а внутренним зрением. Именно такая сейчас проходит в Русском доме в Астане. Здесь свои графические работы представил известный архитектор, заслуженный деятель Казахстана Василий ТОСКИН.

Имя Василия Тоскина известно всем, кто интересуется историей города. Он проектировал Целиноград, участвовал в создании нового генплана столицы, стоял у истоков архитектурного образа Астаны. Но на этой выставке мы видим не архитектора, а художника — тонкого, вдумчивого, слегка ироничного.
- Графика — это, если честно, баловство, — признается он. — Заполнение отсутствия архитектуры. Сам себе заказчик, сам исполнитель. Пенять не на кого — все, что получилось, родилось изнутри.

Но то, что Тоскин называет баловством, на деле — это визуальная философия. Виртуозная линия, наполненная античными мотивами, мягкими формами и символической глубиной. Каждый знак — будь то Лев или Крыса, Коза или Петух — передан не просто как образ, а как носитель определенного духа, характера, внутреннего ритма.

Все работы выполнены вручную. Без компьютеров, фильтров, фотошопа. Только перо, рапидограф и белый лист. Линия — главный герой. Она не терпит ошибок. Один лишний штрих — и все, работа испорчена.
Выставка демонстрирует, как знаки зодиака, веками вдохновлявшие художников и поэтов, продолжают оставаться актуальными и в наши дни, обретая новое дыхание в авторском видении архитектора-графика.
История этой серии началась, как это часто бывает, с малого. Когда-то в архитектурной среде была традиция — делать и дарить открытки ручной работы. Просто по случаю — праздника, встречи, события.
- Сначала были открытки. Потом стал делать что-то большее. Так появилась тема календаря. Восточного сначала. А потом вспомнил про зороастрийский. Он ведь очень древний. Многие и не знают, что от него пошли и другие системы, — рассказывает автор.

Зороастрийская философия ему близка — она проста и очень светлая. «Хорошие мысли, хорошие слова, хорошие дела» — в этой фразе, по мнению художника, — вся суть.
- Исправить ничего нельзя, — объясняет Тоскин. — Можно срезать, но будет видно. Поэтому приходится работать очень точно.
Одна работа может занимать от двух недель до полугода. Все зависит от ритма, настроения, сложности темы. Где-то — тысячи линий. Где-то — десятки тысяч.
- Иногда сидишь, ничего не идет. А потом — раз! Будто кто-то взял тебя за макушку, и пошло. Линии ложатся сами. Это лучший момент — когда понимаешь, что работа завершена, разрядился, отпустило.

Темы — знаки зодиака. Восточный, славянский, зороастрийский календари. Но это не гороскопы из глянца. Это — визуальная философия. Каждый знак — не просто зверь, а носитель характера, духа, человеческой черты.
- Вы читали что-нибудь про тотемный календарь? Это же календарь животных. Самый первый был зороастрийский. Он от зверей, — поясняет автор. — Так было проще объяснять — и себе, и другим. Какой ты? Как лев — смелый. Или как петух — гордый.
Все, что здесь представлено, — не мистификация, а попытка понять человека через символ. Через то, как его видели предки.

Сегодня, когда цифровые технологии делают все быстрее и ярче, графика Тоскина — это вызов. Он рисует вручную. Медленно. Долго. Но в этом — особая ценность.
- Графикой сейчас мало кто занимается. Компьютер все выдавил. А здесь — чистая мысль. Линия, как нерв, — говорит он.
И действительно: в этих работах нет лишнего. Только ритм, форма, знак. И тишина. Такая тишина, в которой можно услышать самого себя.
На открытии гости могли не только увидеть работы, но и поговорить с автором, получить автограф — на сборнике или открытке со своим знаком зодиака. Кто-то брал с собой альбом, кто-то — ощущение встречи. С настоящим. С честным искусством.
Екатерина Тыщенко
Фото Василия Крась




