Uncategorized

Джигиты играют в кокпар

Студеным осенним утром в конноспортивном оздоровительном  комплексе «Арғымак» торжественно — под звуки домбры, с баурсаками, кумысом и шашу встречали игроков столичной команды по кокпару, ставших призерами национального чемпионата. Среди наездников был астанчанин с двадцатидвухлетним стажем Александр ПУПЕНКО.

С 4 по 11 октября в Шымкенте проходил XXIV чемпионат Казахстана по кокпару среди взрослых. В соревнованиях приняли участие 15 команд со всех уголков республики. Астанчане выступили ярко: в групповой стадии они обыграли команду Костанайской области и фаворита турнира — команду Туркестана со счетом 3:2.  В полуфинале Астана уступила команде Жамбылской области, но в матче за третье место вырвала победу у команды Кызылорды и выиграла бронзовые медали.

Торжественный прием в «Арғымаке» говорил о значимости этого события, напоминая, что традиционный спорт жив и дорог астанчанам.

К слову, последняя победа, помнится, была в 2012 году в Усть-Каменогорске, столичная команда  тогда  в финале обыграла Жамбылскую область — 8:1. И все эти годы оставался в сборной Астаны игрок Александр Пупенко.

— Я занимаюсь кокпаром с самого детства. Живу в поселке Интернациональный. Родители держали лошадей. Все началось в 14 лет: сначала просто увлекался, участвовал в местных играх. А уже с 16 стал выступать на профессиональном уровне, попал в сборную Астаны. Уже 22 года, как я в этом спорте. В восемь лет уже играл в составе юношеской сборной Казахстана. Кокпар — это моя жизнь, — признается Александр.

Игрок  объясняет суть кокпара не как обычный спортсмен, а как человек, который вник в эту игру всем телом и душой.

— Кокпар не просто командная игра — это стратегия, тактика и увлекательная работа с конем. У нас есть позиции: нападение, защита и джик-пи-джик — своего рода центр, контакт. Для каждой роли нужна своя лошадь. Защитникам нужны массивные, крупные лошади — они как щит. Нападающим, наоборот, лошади пониже, чтобы удобно было нагибаться за тушей. А жекпе жек — это те, кто выходит в центр и обороняется, можно сказать, ведет ближний бой. Спортсмен и лошадь — это как два воина в одной упряжке. Они должны быть в идеальном равновесии — 50 на 50. Только так можно добиться настоящего результата. Не бывает сильного кокпариста без сильной лошади и наоборот, — продолжает собеседник.

Когда разговор заходит о лошадях, голос Александра становится мягче.

— Сейчас для кокпара в основном выбирают «кровленых» лошадей — скоростных, чистокровных. Часто используют английские породы в смешении. Но я по-прежнему считаю, что костанайская порода, наша, казахстанская — это универсальные лошади: они и выносливые, и умные. Также хорошо себя показывают орловские, американские рысаки. Все зависит от позиции, характера, — продолжает спикер.

Важно понимать, что лошадь — это не инвентарь, а партнер. И, как любой партнер, она может быть капризной, уставшей, своенравной. Поэтому уметь установить контакт — это ключ к успеху.

— Желательно не привязываться к одной лошади. Конечно, она тебе как родная, но все может случиться — травма, сбой. Если привык к одной и только с ней можешь играть, ты уязвим. Поэтому мы учимся работать с разными. Но с каждой надо наладить свой контакт, иначе в игре не получится слаженности, — рассказывает Александр Пупенко.

База команды находится в поселке Талапкер — там держат всех лошадей, тренируют их и готовят к турнирам.

— После чемпионата лошади отдыхают около двух-трех месяцев. Сейчас как раз период восстановления. Но  обычно  мы тренируемся каждый день. Спортсмены сами отрабатывают со своей лошадью, выстраивая контакт, подгоняя себя под нее. Это не физика — это психология, чувствование друг друга. Молодых лошадей обкатывают на районных соревнованиях. Если они показывают себя хорошо, их берут на крупные турниры — своего рода экзамен. В составе должно быть 12 всадников и 12 лошадей. Если хотя бы одна-две лошади не дотягивают, команда теряет боеспособность, то есть сразу минус два игрока. Поэтому к отбору подходим очень серьезно, — комментирует игрок.

Годовой календарь плотный. Сначала идут соревнования среди молодежи, юношей, затем региональные турниры, и в конце года — взрослый чемпионат Казахстана.

Как отметил руководитель организационного отдела комплекса «Арғымак» Адильхан ТУКЕНОВ, кокпар — это традиционный конный вид спорта с богатой историей, он имеет не только соревновательное, но и прикладное значение. Возникший на обширных территориях с малым населением и частыми конфликтами, кокпар изначально служил способом поддержания боевых навыков всадников и их лошадей. Известно, что европейские путешественники, в том числе Марко Поло, были поражены этим видом игры, отмечая ее связь с военным искусством.

В отличие от скачек травматизм у лошадей в кокпаре встречается реже, что делает этот спорт более щадящим для животных. В игре участвуют только лошади старше пяти лет, когда у них уже полностью сформирован скелет и мышечная система. При этом предпочтение отдается жеребцам — молодым, энергичным и боеспособным лошадям. Кастрированные мерины, как правило, не выдерживают интенсивных столкновений из-за снижения боевого духа. Для участия в кокпаре не требуется специальной породы лошадей — подбираются крепкие, выносливые и смелые животные с индивидуальными качествами, подходящими для игры.

Травмы у спортсменов в кокпаре случаются реже, чем, к примеру, в хоккее. Это обусловлено строгими правилами безопасности, например, запретом атаковать всадника, наклонившегося за тушей козла, конем.

Кокпар широко распространен по всей стране. Для игры не требуются специальные площадки — достаточно всадника, лошади и желания. В каждом ауле можно увидеть казандык (специальную зону для игры) и импровизированное кокпарное поле. Специализированные комплексы, такие как «Казанат», предоставляют поля с подготовленным грунтом, однако в целом требования к площадкам нестрогие, и игра нередко проходит даже на пересеченной местности, говорит спикер.

В кокпар играют команды по 10 человек — по 5 основных и запасных игроков. Все всадники и лошади регистрируются в протоколе и не меняются в ходе соревнования. Задача команды — доставить тушу козла (или ее имитацию — муляж) на территорию соперника — специальный круг, называемый «тайқазан». Во время игры действует негласное правило: нельзя атаковать игрока, наклонившегося за тушей, чтобы избежать травм.

Особое место в игре занимает прием «жекпе жек» — это поединок один на один в малом круге, когда туша выходит за пределы поля. В каждой команде есть два поединщика и лошади, подготовленные для таких ситуаций. Поединок длится до двух минут, после чего игроки меняются.

— Роли игроков разнообразны: одни специализируются на защите, другие — на атаке и поднятии туши. Есть также, к примеру, сильный и физически мощный игрок, который поднимает и передает козла своим товарищам. Передача происходит на месте, где игроки кружатся, защищая козла, после чего самый быстрый всадник уносит тушу в сторону, — расказывает Адильхан Тукенов.

Если лошадь получает травму во время игры, она не заменяется, просто команда продолжает матч меньшим составом.

 

Екатерина Тыщенко 

Фото Нуркена Мергалиева

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button