Домбра и кобыз на уроке математики

Как математику связать с национальным искусством, показала на личном опыте учитель специализированной школы-лицея № 82 «Дарын» города Астаны Гульбарам КУЛУМБЕТОВА.
На занятиях по математике педагог создает условия для овладения учащимися не только теоретическими знаниями, но и практическими, связанными с жизненными навыками, при этом искусно используя казахские национальные музыкальные инструменты.
Цель учителя — показать, что математика является не только академическим предметом, но и играет важную роль в национальном искусстве, архитектуре, ремеслах и быте. Особое место в структуре и технологии изготовления казахских национальных инструментов, таких как домбра, кобыз, жетыген, занимают математические закономерности. Форма инструментов, пропорции, расстояние между клавишами, частота звуковых волн — все это основано на реальных математических расчетах.
Включив эти аспекты в урок, учитель глубже объясняет связь математики с жизнью. Учащиеся делают шаг к реальной научно-исследовательской работе, математически анализируя структуру национального инструмента и вычисляя его акустические особенности. В этом процессе они понимают математические концепции, такие как пропорции, симметрия, геометрические формы, частота звука, длина волны на конкретных примерах.
Такой подход формирует уважение учащихся к национальной культуре, считает талантливый педагог. Глубоко понимая связь математики с искусством, ребенок оценивает ценность обеих областей, так формируется творческое мышление.
Фото с сайта gov.kz




