Девятая по территории страна в мире

Глава государства Касым-Жомарт Токаев неоднократно подчеркивал, что туризм должен стать одной из ключевых точек экономического роста страны.
Сооснователь компании Nomad Travel, амбассадор туризма Казахстана в Испании Айнура МУКАНОВА занимается продвижением информации о нашей стране за рубежом, предлагая конкретные шаги, основанные на личном опыте работы в этой сфере.
— Айнура, что привело вас в туризм?
— Я уже 10 лет живу и работаю в Испании. Традиции, которые были привиты в семье, продолжаю и здесь. Приглашала к себе на дастархан, за которым рассказывала испанцам про Казахстан. Люди начинают с расспросов: «Где это? Почему мы ничего об этом не знали?» Я показываю своим знакомым видео о Боровом, Бозжыра, Алтае. Говорю: «Как же так, это девятая страна в мире по территории, и о ней практически никто не знает?!» Для сравнения приводила свои доводы: «Вы знаете, где находится остров Фиджи, но не знаете где находится Казахстан?» И это сработало: многие мои друзья начали приезжать к нам просто потому, что им было интересно. Как-то раз мои испанские друзья, услышав о катастрофе Аральского моря, попросили организовать свадебное путешествие на Арал. Для них это важная тема, и они решили увидеть это своими глазами. Так ко мне пришло понимание, что свою профессиональную деятельность можно превратить в стоящее дело.

— Ваш первый опыт в туризме?
— Один из моих друзей как-то сказал: «У меня есть корпоративная группа из 50 человек — сотрудников компании. Они хотят поехать в Казахстан». Представляете, люди выбрали Казахстан, но нигде на сайтах не смогли найти контакты с казахстанскими туроператорами. Пытались дозвониться, но и тут, к сожалению, никто не смог ответить на их запросы на испанском языке. В итоге они уехали в Узбекистан, потому что там туроператоры ответили, дали оффер (турпакет, отправленный агентом/оператором потенциальным клиентам), условия, программу тура.
Я тогда просто не могла поверить: 50 человек хотели приехать в Казахстан, но не нашли кому написать! И при этом коллеги соседней страны ответили моментально — выдали свои предложения.
Честно, мне тогда стало обидно за мой Казахстан и я подумала: «Надо это исправлять. Так быть не должно».
Позже мы с мужем решили: почему бы не создать свою туркомпанию? Возможно, это будет ниша, где мы можем не только зарабатывать, но и работать на имидж нашей страны. Я уже давно знала человека, который работает в туризме более десяти лет. И мы вместе с моим партнером Данагуль Кашимовой, которая тоже болеет за туризм, начали активно думать о том, как сделать, чтобы к нам приезжали туристы. Так появился Nomad Travel. Мы пока не работаем на массовый туризм, не делаем огромных таргетированных кампаний, не вкладываем миллионы. У нас небольшое агентство, но мы строим персональные отношения с партнерами, туроператорами и поставщиками.
— Вы сказали, что испанцам, решившим приехать в Казахстан, были недоступны контакты туроператоров. Почему так случилось?
— Нам нужно участвовать в глобальных мероприятиях. Например, в FITUR — самой крупной туристической выставке в Испании, куда приезжают представители из более 8 тысяч компаний из 150 стран. Мы не участвовали там более 7-8 лет. А это мощная площадка продвижения.
«Алматы-туризм» делает шаги — участвует в выставках, но часто продвигает как локацию только себя, Алматы. А мне хочется показать зарубежному гостю весь Казахстан: степи, горы, термальные источники, южные регионы, исторические маршруты.
Nomad Travel вступил в международную ассоциацию туроператоров, где участвуют компании из 40 стран. К огромному сожалению, мы — единственные от Казахстана. Это международный уровень, и к нам приходят запросы туристов.

— Вы взаимодействуете с местным бизнесом?
— Я считаю, что местные предприниматели должны участвовать в этой работе, это в их интересах. Отели, рестораны, развлечения — все выигрывают от притока туристов.
Вот пример: я слышала, как академия «Атлетико Мадрид» приехала в Алматы и открыла свою франшизу — школу, они заработали на этом. Почему мы у себя не можем зарабатывать на столь крупных событиях?
— Есть ли примеры локальных мероприятий, которые сработали?
— Да, Всемирные игры кочевников, это был настоящий успех. Мы привезли около 50 испанцев, которые участвовали в части программ — половина брала у нас экскурсии, ужины в этноресторанах, культурную программу. Это показывает, что если правильно подойти к делу, люди едут и оставляют деньги в стране. Но нужно идти дальше: системный маркетинг, повторяемость событий, регулярное участие в выставках, roadshow, постоянное присутствие в международном пространстве.
— Наверное, немаловажную роль в продвижении Казахстана для иностранцев сыграли концерты Димаша?
— Безусловно, популярность Димаша — это отдельная глава, я думаю, в современной истории Казахстана. Благодаря его таланту про нашу республику узнали миллионы землян со всех уголоков нашей планеты. Накануне его концерта в Барселоне, 7 ноября этого года, его фан-клуб в Испании организовал Pre-party в отеле Hayat Regency в Барселоне. Туда приехали фанаты из разных стран, и мероприятие стало своеобразным прологом к концерту. Мы тоже в нем участвовали. Организовали музыкальную программу, рассказали о традициях. Это все мы делали для его фанатов, которые прибыли заранее. Для них Димаш — повод не просто прийти на концерт, а узнать больше о нашей стране. Это был полноценный вечер казахской культуры. Когда после знакомства мои знакомые испанцы узнают, что я казашка и еще из Актобе, с родины Димаша, то начинают делать со мной селфи, расспрашивают про нашу родину и говорят: «Какая вы счастливая, что родились на земле Димаша». Такие события создают эмоциональный отклик у иностранцев и повышают интерес к Казахстану, превращая поклонников искусства в потенциальных туристов. Известность наших артистов за рубежом может и должна работать на имидж страны и привлечение гостей. Развитие туризма — это не только инфраструктура и реклама, но и умение использовать культурные поводы, которые уже вызывают международный интерес.
На Всемирные игры кочевников в Казахстан многие испанцы приехали только из-за концерта Димаша, который проходил параллельно с играми. Очень многие фанаты путешествуют за ним по всему миру: Лондон, Барселона, Латвия. Репертуар один и тот же, но они едут снова и снова.

— Какова роль громких культурных событий и гастролей знаменитостей в развитии туризма?
— Люди приезжают на концерты Backstreet Boys, Дженнифер Лопес, Димаша. Это здорово, это притягивает людей. Но я хочу, чтобы туристы приезжали не только ради концертов, но и ради того, чтобы увидеть нашу красивую природу, узнать об уникальной кухне, о термальных источниках, степи, национальной культуре.
Еще случай: нам, туроператорам, даже открыли эксклюзивные права на продажу билетов на футбольный матч раньше, чем они официально появились в продаже. Это было уникально, потому что мы уже с жеребьевки могли продавать билеты клиентам. И когда в сентябре в Казахстане проходил матч «Кайрата» с «Реалом Мадрид», официальные фан-клубы «Реала» обратились именно к нам. Кто-то из наших знакомых порекомендовал нас как надежное агентство. Но единственный минус — гостиницы и отели все были заняты, приходилось для своих клиентов арендовать квартиры.
— А в других странах вы работаете?
— Да, мы также делаем аналогичную работу в Испании: участвуем в местных событиях, получаем эксклюзивные места для наших клиентов, когда проходят матчи, концерты. Это все результат личных встреч, нетворкинга: мы ходим к ним, знакомимся, дарим подарки, поздравляем с праздниками. Это помогает быть в кругу тех, кто управляет потоками туристов.
— Как складывается ваше сотрудничество с государственными структурами?
— Заметив мою активную деятельность, «КазахТуризм» официально назначил меня амбассадором туризма Казахстана в Испании. Позже сертификат передали через посольство, посол Казахстана в Мадриде лично вручил его мне. С этого момента я получила поддержку на выставках и мероприятиях от официальных структур. Такой же статус и сертификат вручили моему испанскому партнеру Альберто Ибарцу- он стал единственным иностранцем с этим званием. Теперь мы оба являемся официальными амбассадорами Казахстана в сфере туризма на территории Испании.
Считаю, единственный способ развивать туризм — это объединяться. Государство может помочь с затратами на маркетинг, логистику, участие в выставках, приглашение блогеров. Мы можем сделать стратегию, построить коммуникации, внедриться на международные рынки. От такого подхода все будут в выигрыше: и турагентства, и отели, и рестораны, и регионы, а в итоге — большие поступления в бюджет государства.
— Какие еще конкретные меры помогут, на ваш взгляд, развитию туризма у нас?
— Прежде всего, это профессионально выстроенный маркетинг Казахстана за рубежом и развитие туристической инфраструктуры внутри страны.
Мы должны продвигать страну и ее имидж на международных выставках и в медиа. Это стоит денег, но отдача от такой рекламы огромная. Мы готовы взять на себя реализацию стратегии, план, связи бесплатно. Но нужна поддержка затратной части: участие в выставках, приглашения мировых тревел-блогеров, оплата их проживания и питания, чтобы они рассказали миру о Казахстане. Мы можем пригласить людей с большой аудиторией, они расскажут о нашей стране. Это даст намного больший эффект, чем любые баннеры. Такой подход не только привлечет туристов, но и укрепит имидж Казахстана как современной, гостеприимной и интересной страны, которую стоит открыть в первую очередь для себя.
Куралай МУРАТОВА
Фото из личного архива спикера




