Проекты

Право в эпоху алгоритмов: почему ИИ — это не про законы, а про последствия

На фоне стремительного развития технологий искусственного интеллекта правительства по всему миру обсуждают необходимость регулирования этой области. В одних странах уже появляются рамочные законы, в других — лишь первые попытки выработки этических норм. Казахстан не исключение, сегодня разрабатывается проект Закона “Об искусственном интеллекте”.

Нужен ли отдельный закон об искусственном интеллекте? На первый взгляд — да: технология развивается стремительно, риски велики, и значит, государство должно реагировать специальным регулированием. Однако всё больше специалистов указывают на обратное — правовая система не обязана отвечать на каждую технологическую новинку отдельным законом.

Альфия Кази – одна из ключевых фигур, стоявших у истоков цифровизации Казахстана. Начав свою карьеру на государственной службе, она за 20 лет прошла путь от государственного служащего  до международного консультанта, внесшего значимый вклад в развитие цифровых стратегий и законодательных инициатив как на национальном, так и на глобальном уровне.

Альфия Кази участвовала в разработке базовых нормативно-правовых актов, определяющих вектор цифрового развития страны. Среди них – законы «Об информатизации», «О персональных данных и их защите». Помимо этого, ее участие стало решающим в формировании подзаконной базы, включая нормативы по управлению данными, регламенты цифровой трансформации государственного сектора, архитектуру электронного правительства и порядок функционирования информационно-коммуникационных сервисов.

.Автор книги «Практические рекомендации по регулированию общественных отношений в сфере ИКТ» (2018). Издание стало настольной книгой для специалистов госаппарата и IT-компаний, занятых внедрением цифровых решений в различных сферах.

Как консультант Всемирного банка Альфия совместно с коллегами разрабатывала рекомендации по развитию искусственного интеллекта в Республик Казахстан, которые легли в основу Концепции развития искусственного интеллекта, в разрабатываемый проект Закона «Об искусственном интеллекте» а также в ряд законодательных актов в части создания оборота данных.

Сегодня она член Общественного совета при Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, где продолжает влиять на цифровую повестку страны, предоставляя экспертные заключения по проектам стратегий и нормативных актов, связанных с ИИ, связью и цифровыми технологиями.

 Член некоммерческой организации «TechnoWomen» одной из самых передовых и авторитетных профессиональных ассоциаций в Казахстане, объединяющая женщин-экспертов в области цифровых технологий, инноваций и права. Организация играет важную роль в продвижении цифровой повестки страны и развитии женского лидерства в технологической сфере.

 Является степендиатом международной программы Болашак стажировка инженерно-технических работников по специальности «Анализ больших данных прогнозная аналитика по отраслям»  с обучением в США в  Иллинойском университете Урбана Шампейн (UIUC).

 В интервью она объясняет, почему правовая система должна оставаться технологически нейтральной, регулировать нужно не саму технологию, а последствия её применения — например, вопросы ответственности, прозрачности, недискриминации.

– Альфия, как вы оцениваете текущее состояние цифрового регулирования в Казахстане? Насколько правовая база соответствует вызовам цифровой трансформации?

– Цифровое регулирование в Казахстане проделало значительный путь за последние два десятилетия. Мы действительно создали базовую правовую инфраструктуру: действуют законы об информатизации, о персональных данных, об электронном документе и электронно-цифровой подписи, о связи, о доступе к информации, о госуслугах, регламентировали положения по управлению данными в рамках Административного процедурно-процессуального Кодекса. В реализацию законодательных актов приняты около 200 подзаконных нормативных правовых актов. В настоящее время разрабатывается Закон об искусственном интеллекте, проект Цифрового кодекса. Это серьезный прогресс.

Однако реальность цифровой трансформации меняется стремительно, и сегодняшние вызовы — будь то этика использования ИИ, трансграничные потоки данных, безопасность алгоритмических решений или цифровая инклюзия — требуют более гибкого и проактивного подхода. Правовая база всё ещё носит фрагментарный характер: есть пробелы в регулировании данных как экономического актива, в обеспечении прозрачности и подотчётности алгоритмов, в защите прав пользователей цифровых сервисов.

Кроме того, требуется институциональные изменения. Регуляторная среда часто реагирует постфактум, а не предупреждает риски на стадии проектирования технологий.

Казахстан обладает высоким уровнем цифровой зрелости среди органов власти, активно участвует в международных инициативах и демонстрирует политическую волю к реформам. Главное — перейти от нормативного “реагирования” к стратегическому “опережению”, где право опирается на принципы, а не только на правила, и где в центре стоит человек, его права и цифровое достоинство.

– С какими основными барьерами сталкиваются государственные органы и бизнес при цифровом регулировании?

– На мой взгляд, три ключевых барьера. Первый — это институциональный. У разных ведомств разное понимание приоритетов цифровизации, нет чётко скоординированной архитектуры цифрового права. Второй — кадровый. Многие специалисты не обладают необходимыми знаниями о технологиях, что сказывается на качестве регулирования. Кроме этого, острая нехватка в методологах в сфере цифровизации, нужны цифровые юристы, а их у нас не много. Третий — правовой: текущее законодательство часто слишком узкое и не предполагает механизмов для тестирования и адаптации под новые технологии. Это приводит к «юридическому торможению» инноваций.

 

– Альфия, сегодня много дискуссий о рисках ИИ и необходимости его регулирования. Ваше мнение нужен ли отдельный закон об искусственном интеллекте?

– Я считаю, что отдельный закон преждевременен. Правовая система должна оперировать стабильными, определёнными понятиями. А искусственный интеллект — это пока даже не технология в узком смысле, а совокупность методов, применяемых в самых разных сферах. Мы регулируем не термин, а последствия – например, автоматическое принятие решений, вмешательство в частную жизнь, дискриминацию. Всё это уже охватывается действующим законодательством. У нас есть нормы о цифровых услугах, информационной безопасности, защите данных — и, при необходимости, их можно адаптировать. Вводить сейчас отдельный закон только на том основании, что технология «новая» – значит, рисковать перегрузкой системы правом, которое быстро устареет. Я за то, чтобы сначала выстраивать регулирование на уровне стандартов, правил и методических рекомендаций, которые может утвердить уполномоченный орган в сфере цифрового развития, – это позволило бы протестировать подходы и накопить практику. А уже затем, при наличии реальных кейсов и осознанного запроса, можно было бы говорить о необходимости отдельного закона об искусственном интеллекте. Сейчас, когда такой закон уже разрабатывается, важно не спешить с жёсткими рамками и не создавать перегрузку правовой системы преждевременными нормативными решениями.

– Но ведь технологическая динамика требует гибкости. Разве отсутствие специального регулирования не создаёт правовой вакуум?

– Как раз наоборот. Попытка срочно и универсально закрыть все риски через рамочный закон зачастую приводит к правовому перекосу и технологической стагнации. На данном этапе гораздо продуктивнее сосредоточиться на адаптации подзаконных актов, и внедрении механизмов оценки рисков по каждому конкретному кейсу. Речь идёт не о регулировании “технологии как сущности”, а о регулировании функций: кто принимает решения, кто несёт ответственность, каким образом обеспечивается прозрачность и подотчётность.

Мы часто сталкиваемся с тем, что появляется технология  и нам нужно срочно принять отдельный закон. Но при этом забывается, что уже сейчас в руках регуляторов и правительства есть весь необходимые полномочия. В рамках действующего законодательства можно утверждать нормы на уровне подзаконных актов, адаптировать существующие правила и использовать так называемое “мягкое право” — принципы, стандарты, кодексы этики, которые особенно эффективно работают в быстроразвивающихся сферах.

Мировая практика показывает: даже в странах с развитой правовой системой ставка делается именно на гибкость, тестирование подходов, диалог с бизнесом и обществом. Главное — не перегрузить систему регуляцией, а обеспечить её адаптивность и способность к оперативному реагированию. И в этом смысле Казахстану стоит активнее использовать имеющиеся правовые механизмы, не дожидаясь принятия “больших законов”.

– Альфия, а как вы относитесь к идее создания единого цифрового кодекса? Может ли он стать пространством, где будут учтены и нормы, касающиеся ИИ?

– Идея создания единого Цифрового кодекса – очень своевременная и перспективная. Сегодня нормы, касающиеся цифровых технологий, включая ИИ, разбросаны по множеству разных законов: об информатизации, персональных данных, госуслугах, электронной торговле и других. Это приводит к фрагментарности и правовой неопределённости.

Цифровой кодекс способен стать системным правовым пространством, в котором логично и последовательно объединяются ключевые нормы цифрового регулирования. Если его архитектура будет построена на принципах технологической нейтральности и модульности, не потребуется принимать отдельный закон об ИИ — достаточно будет встроить соответствующие положения в единую, гибкую структуру. Это повысит как предсказуемость регулирования, так и его адаптивность к технологическим изменениям.

Сообщество TechnoWomen, объединяющее женщин-экспертов в сфере технологий, активно участвует в этой работе. В частности, Екатерина Васильевна Смышляева, депутат Мажилиса и член нашего Стратегического совета, курирует разработку проекта Цифрового кодекса. Я также вовлечена в процесс: как член TechnoWomen и Общественного совета при Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, я представила свои предложения, архитектуру  Цифрового кодекса на рассмотрение в Министерство.

 

– Членство в TechnoWomen формируется по профессиональному отбору. Как вы стали частью этой ассоциации?

– Некоммерческая организация «Technowomen» — это одно из наиболее активных и прогрессивных сообществ женщин в науке, технологиях и цифровой политике в Казахстане. Ассоциация объединяет сильных профессионалов, которые не только продвигают идеи инклюзивности и гендерного баланса в ИТ, но и реально участвуют в цифровом реформировании страны. Мы выступаем экспертами в рабочих группах при государственных органах, инициируем диалог между властью, бизнесом и академическим сообществом, обсуждаем цифровые риски, стандарты и подходы к этичному регулированию технологий, включая ИИ, мы обучаем цифровой грамотности девушек.

Я была приглашена Азизой Шужеевой казахстанским IT-специалистом и общественным деятелем в Technowomen как эксперт в области цифрового права и регулирования.  Позднее стала одной из соучредительниц организации.

Сегодня сообщество TechnoWomen объединяет более 300 участниц — это как признанные профессионалы в области цифровых технологий, так и девушки, стремящиеся построить карьеру в технологических отраслях. Мы создаём пространство для обмена опытом, поддержки, наставничества и совместного продвижения инициатив в сфере технологического развития и цифровых инноваций.

 

– Благодарим Альфию Кази за ценные размышления и вклад в развитие цифрового законодательства. Такие голоса необходимы, чтобы технологии служили обществу, а не наоборот.

Индира Садвакасова 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button