Августовское совещание: новые подходы в преподавании

В «Назарбаев Университете» прошли панельные сессии для педагогов, организованные в рамках традиционного городского августовского форума. Темой обсуждения стало профессиональное развитие педагогов – как ключ к качественному будущему образования.
Панельные сессии «Педагогтердің кәсіби дамуы: болашаққа бағдар» -«Профессиональное развитие педагогов: взгляд в будущее» собрали директоров колледжей, их заместителей, представителей Управления образования города, бизнес-сообщества и отраслевых ассоциаций, а также здесь присутствовали национальные и международные эксперты в области технического и профессионального образования, EdTech и развития человеческого капитала, преподаватели и методисты колледжей.
Главной темой форума стала профессиональная подготовка педагогов к современным вызовам. Участники обсуждали новые подходы в преподавании, развитие цифровой грамотности, педагогическое наставничество и поддержку молодых специалистов. Руководители учреждений образования делились опытом.
На форуме подчеркивалось, что колледжи сегодня работают в условиях непрерывных изменений: трансформация экономики, развитие цифровых технологий и внедрение искусственного интеллекта влияют не только на рынок труда, но и на систему образования. Особенно остро эти изменения ощущают колледжи, специализирующиеся в области транспорта и коммуникаций, поскольку именно транспортная отрасль является одной из наиболее активно внедряющих ИИ (логистика, автономный транспорт, оптимизация маршрутов и др.).
Отдельное внимание на форуме уделено вопросу коммерциализации колледжей, как ответу на вызовы времени и инструменту устойчивого развития системы образования.
– В таких условиях коммерциализация колледжей становится необходимостью. Под коммерциализацией понимается установление деловых связей с внешними партнерами, привлечение внебюджетных источников финансирования, внедрение новых форм сотрудничества и развитие инновационных продуктов и услуг. В связи с этими изменениями требуется подготовка нового поколения специалистов, обладающих не только техническими знаниями, но и навыками в области цифровых технологий и основ искусственного интеллекта, – отметила заместитель директора Департамента транспорта и коммуникаций Высшего колледжа транспорта и коммуникаций акимата Астаны Гульназ ЧАЛГИНБАЕВА.
В докладе «Как искусственный интеллект изменяет образование: вызовы, возможности и роль педагога» методист по разработке контента ТОО BilimLand Акбота АКЖАНОВА отметила:
– Повышение квалификации – это не просто формальная обязанность, а возможность для профессионального роста педагога. Обучение должно быть гибким, доступным, соответствовать современным требованиям и учитывать опыт учителя с уважением. Именно такой подход реализуется на цифровой платформе BilimUstaz. Особое внимание заслуживает направление, посвященное искусственному интеллекту. Учителя школ и преподаватели колледжей с помощью этих курсов могут освоить инструменты, которые реально помогают в подготовке к урокам, адаптации содержания, создании оценочных заданий и организации проектной работы. Курсы разработаны в компактном формате – их можно пройти за один вечер, не отрываясь от основной работы. Эффективность платформы подтверждается не только статистикой прохождения курсов, но и высокой оценкой со стороны педагогов.
Участники форума сошлись во мнении, что искусственный интеллект предлагает педагогам не просто новые инструменты, но и новые подходы к обучению.
Это переход от простого использования цифровых сервисов к осознанному педагогическому дизайну. Это дает возможность адаптировать материалы под уровень обучающихся, автоматизировать рутинные задачи и, самое главное, сосредоточиться на качественном взаимодействии с учащимися. В этом процессе искусственный интеллект не ослабляет роль педагога, а, напротив, усиливает ее.
В секции «Интернационализация образовательных учреждений. Международный опыт в профессиональном образовании и инклюзии» заместитель директора Высшего колледжа ASTANA POLYTECHNIC Асем ИСМАЙЛОВА рассказала, что этот колледж активно участвует в продвижении цифровой трансформации образования через международные хабы, такие как Erasmus+, Coursera, FutureSkills, расширяя тем самым доступ учащихся к лучшим мировым практикам.
– Международное сотрудничество – это не только подписанные соглашения, но и непосредственное участие в зарубежных образовательных визитах и стажировках, которые позволяют перенимать лучшие практики и внедрять их в систему образования, – сказала Асем Исмайлова.
Также она подчеркнула, что в рамках стратегического развития колледжа были организованы рабочие и обучающие визиты в Италию, Китай, Сингапур, ОАЭ, Японию и во Францию.
– Эти поездки позволили нам не просто познакомиться с зарубежными практиками, но и адаптировать их к нашим условиям, повысить квалификацию педагогов и вывести учащихся на новый уровень глобальной подготовки, – отметила спикер.
Августовский форум в Астане вновь подтвердил, что будущее образования – в профессиональном развитии педагогов и интеграции инновационных технологий. Искусственный интеллект становится не угрозой, а мощным помощником учителя, расширяя его возможности и поддерживая индивидуальный подход к каждому ученику. Международный опыт и цифровые инструменты, представленные на форуме, открывают новые горизонты для школ и колледжей, помогая готовить специалистов, способных уверенно работать в условиях стремительно меняющегося мира. Сегодня как никогда важно объединять усилия педагогов, администрации и экспертов для создания современной, гибкой и эффективной системы образования.
Куралай Муратова
Фото Василия Крась