История династии

Почти шесть веков — таков общий трудовой стаж одной семьи, для которой железная дорога стала делом жизни и символом преемственности. Здесь не говорят громких слов, просто каждый день выходят на смену, как когда-то делали деды и отцы. Историю семьи рассказала нам Анфиса САЛИМГИРЕЕВА.
История династии Салимгиреевых началась еще в середине прошлого века, когда юный Мухамет Салимгиреев вместе с родителями переехал из Башкортостана в Казахстан. С тех пор стук колес и звон автосцепок стал неизменной частью их жизни. За восемь десятилетий на железной дороге поработали три поколения этой семьи — монтеры пути, составители, руководители.
31 декабря 1986 года на линию вышел первый электровоз. Станция встретила Новый год с двойным чувством: праздник и новая эпоха. Тогда Раис сказал фразу, которая осталась в памяти всей семьи: «Темір жол ешқашан жоғалмайды. Железную дорогу ничем не заменить. Это путь, который дает жизнь и работу».
В 1940 году семья переехала в Акмолинскую область. Вскоре умерла мать, а отца забрали на фронт. Дети, оставшись одни, рано начали работать. Мухамет устроился на станцию Акмола, где начинал вагонным сцепщиком, потом был бригадиром стрелочных переводов и помощником составителя поездов.
Сорок лет на железной дороге — жизнь под открытым небом: жара, мороз, метель. Мухамет прошел путь, который стал примером для детей и внуков. Его супруга вела хозяйство, растила семерых детей — Рефхата, Рашита, Раиса, Рамиля, Рената, Сәнию и Гүлфию. Все дети продолжили дело отца.
Дети Мухамета росли в атмосфере железнодорожных разговоров и стука колес, где каждая история начиналась со слов «на станции» или «в пути».
Старший сын Рефхат с юности пошел по стопам отца — стал составителем поездов на станции Целиноград и более двух десятилетий выходил на смену в любое время суток.
Второй сын Рашит проработал в должности электрика на станции Целиноград более 3 лет, но в дальнейшем нашел себя в строительстве.
Раис также начал с должности составителя поездов, своим добросовестным трудом и учебой (АЛИИТ) достиг должности начальника станции Новоишимская, а позже стал заместителем начальника станции Сороковая.
Рамиль после окончания АЛИИТ был назначен на должность зам. ДС Атбасара, затем продолжил деятельность на станции Екибастуз, которая славится угольными разрезами, его дочери Диляра и Эльмира тоже в профессии.
Ренат, окончив АЛИИТ, сделал карьеру на станции Целиноград, где добился успехов в должности первого заместителя начальника станции Астана, от решений которого зависело движение целого узла Акмолинского отделения дороги.
И даже дочери Сәния и Гүлфия нашли свое призвание на железной дороге — пусть не на пути, но в службах, где требовались точность, выдержка и внимание. Сейчас передают свой многолетний опыт молодым специалистам.
Один из самых запомнившихся эпизодов в семейной хронике — 1986 год, когда началась электрификация линии Кокшетау — Новоишимская. Руководителем станции тогда был Раис Салимгиреев. Работы шли без остановки движения, зимой, в метель, морозы до минус сорока. Люди работали на ветру, под снегом, держа кабели, проверяя соединения, следя за движением поездов.
— У нас не было другого выбора. Мы просто росли в этой атмосфере. Каждый разговор дома касался поездов, смен, расписаний. Отец часто говорил: железная дорога не отпускает. Она как семья — требует, но и дает уверенность, — вспоминает слова своего отца Анфиса Салимгиреева.
Когда Анфису спрашивают, есть ли продолжатели, она отвечает: «Да, конечно. Это я и мои сестры».
— Мой брат Наиль Раисович продолжал династию, после девятого класса поступил в Акмолинский техникум железнодорожного транспорта по специальности «проводник пассажирского поезда», затем служил в армии, а позже стал составителем на станции Астана, вплоть до 2014 года работал диспетчером, проработав 20 лет, — рассказывает она.
— Этот путь я выбрал сам. Отец никогда не заставлял. Но он часто брал меня с собой на работу. Я видел, как люди к нему относятся. И понял: хочу быть таким же, — говорит он.
Супруга Наиля, Галина Салимгиреева, работала на железной дороге свыше 25 лет, а ее отец — машинист с более 45-летним стажем.
В семье до сих пор вспоминают историю, рассказанную Раисом Мухаметовичем: в конце 1950-х годов по нынешнему проспекту Жеңіс — от старого вокзала до парка ходил небольшой паровоз с двумя-тремя вагонами, своего рода городской транспорт. Мухамет и его сын Раис однажды поехали не в вагоне, а в кабине тепловоза. Этот день, по словам Наиля, стал поворотным в жизни отца: «Он сказал тогда себе — стану железнодорожником. И сдержал слово».
Сегодня династию продолжает Анфиса Салимгиреева, начальник юридического отдела Акмолинского филиала АО «Вагонсервис». Ее предприятие входит в структуру АО «Пассажирские перевозки», акционером которого является АО «НК «КТЖ».
— Я работаю в этой сфере уже 19 лет. Для меня железная дорога — не просто место работы. Это целая культура, это порядок, дисциплина, взаимное уважение. Моя основная задача — защита прав компании. Иногда это требует не только знаний закона, но и большой выдержки, — рассказывает она.
Она признается, что каждый судебный процесс для нее — экзамен на стойкость.
— Я понимаю, что за каждым документом стоят реальные люди — осмотрщики, мастера, приемщики вагонов, проводники. Если ты выиграл дело — значит защитил их труд, их репутацию, — рассказывает Анфиса.
Три ее сестры также работают на железной дороге: Лилия Жунусова продолжает трудовую деятельность свыше 36 лет в национальной компании, ТОО «КТЖ — Грузовые перевозки» — «Акмолинское отделение ГП ст. Сороковая», Диляра Шоман — в АО «Казтеміртранс», Павлодарский филиал, свыше 19 лет. Эльмира Салимгиреева более 22 лет — диспетчер ТОО «КТЖ — Грузовые перевозки» — «Екибастузское отделение ГП».
— Сегодня многие молодые выбирают офис, креатив, IT. А ведь без рабочих профессий никуда. Монтеры пути, осмотрщики вагонов, машинисты электровоза, дежурные по станции, составители поездов, слесари, электрики, крановщики и другие — это люди, благодаря которым обеспечивается бесперебойная работа железной дороги. И никакой искусственный интеллект не заменит человека, который чувствует металл и знает его характер. Наши профессии тяжелые, но настоящие, — говорит Анфиса.
По ее мнению, интерес к рабочим специальностям нужно прививать с детства. Уважение к труду должно идти из семьи, считает она.
Анфиса уверена: государству стоит расширять гранты на технические специальности, чтобы молодежь могла выбирать профессию по душе, а не по обстоятельствам.
Железная дорога для Салимгиреевых — не профессия, а призвание. Она дала им дом, характер, уважение. Продолжится ли династия? Время покажет. Но уже сейчас новое поколение семьи Салимгиреевых знает цену труда и гордится своими родителями.
Екатерина ТЫЩЕНКО



