Общество

«Я всегда покупал газеты»

Фотографии постоянного читателя газеты «Вечерняя Астана» Бориса Викторовича ОЛЕНЕВА — это не просто снимки на память, а визуальный дневник города, который меняется, растет, исчезает и рождается заново. И пока кто-то любуется столицей из окна авто, он идет пешком и наблюдает за всем, что происходит в мегаполисе. К юбилейной дате — 35-летию газеты «Вечерняя Астана» собеседник рассказал об увлечении и поделился своим видением на популярность печатных изданий в годы независимости.

— Борис Викторович, когда вы впервые познакомились с «Вечеркой»?

— Не помню. Я всегда покупал газеты. В советское время подписывался — это было обычное дело. Тогда работал слесарем на керамическом заводе, вернувшись после армии. А в 1990-е все изменилось. Газеты вроде «Каравана» покупались просто на ходу. «Вечернюю Астану» тоже читал. В основном там публиковались городские новости, социальные проблемы.

 

— Какое это было время? Чем жили в те годы люди?

— Тогда никто особо о газетах не думал. Все думали, где заработать деньги, что купить. Все же только начиналось, были рынки: кто-то продавал, кто-то перекупал. Газеты были одной из немногих форм информации. Их брали, газет было много, и за читателя действительно шла борьба. Но надо понимать, что, например, «Вечерка» — это газета акимата, то есть государственная. Она, скорее всего, получала субсидии. Ну не может газета стоить 70 тенге и при этом быть прибыльной: при небольшом тираже это нереально.

— То есть вы считаете, что она выжила за счет господдержки?

– Думаю, да. Остальные, кто не смог адаптироваться, закрылись. Владелец менялся, затраты сокращались — выживали немногие. Вот, например, в Караганде до сих пор выходит газета для пенсионеров, значит, есть потребность.

Тренер.

— Вы говорите «брали». А где именно?     

— Да везде. Киоски были на каждом углу: один на главпочтамте, другой — на Бараева, прямо на остановке. Там был удобный киоск, где и «Спорт-Экспресс» продавался, люди брали газеты перед хоккеем.

— Какой тогда «Вечерка» была по содержанию?

— Такой же, как и сейчас. Были госновости, потом что-то из жизни, ну и немного развлекательного.

— Но все же она отражала дух времени?

— Конечно, у меня даже есть юбилейные выпуски — к 20- и 25-летию. Начинаешь листать и вспоминаешь: вот это я читал, вот это помню… Были фотографии, афиши, программы мероприятий, кинотеатры. Все это печаталось.

— На ваш взгляд, наша газета изменилась с тех времен?

— Газеты вообще не сильно меняются. Формат может меняться, внешний вид, а рубрики те же: новости, официальные сообщения, немного о жизни. Новости из-за рубежа неинтересны большинству. Людям нужно свое, родное.

— А почему вы продолжали покупать газету, если в нулевых уже был Интернет?

— Мне нравится тактильное ощущение бумаги. Я, например, купил последний выпуск «Каравана» перед тем, как он стал интернет-ресурсом, потому что мне важно держать в руках печатное издание: оно имеет вес, его уже не исправишь, как в Интернете. Поэтому меньше мусора, больше ответственности.

— Свой первый фотоаппарат помните?

— Конечно, это была цифровая «мыльница» от Sony — подарок на 45-летие. И с ним я начал активно снимать. Постепенно пришло осознание: а почему бы не фотографировать город? Вышел как-то в воскресенье, прошелся по берегу, до устья, потом вдоль Есиля, под мостами, по гаражам — и затянуло. Но до этого у меня уже был опыт: в детстве что-то щелкал в летних лагерях. Как-то на барахолке увидел «Зенит» — мечта детства! Купил за 3000 тенге, взял пленку и начал снимать. Все работало, все щелкало. Тогда не задумывался, что хочу запечатлеть город, просто фотографировал что-то вокруг. И до сих пор не разбираюсь в технических нюансах, как выставлять параметры, что с чем работает.

— Какие районы вы успели задокументировать?

— Старый город: Конституции, Первомайская, Промзона. Многие места уже снесли, но я рад, что успел запечатлеть их. Где-то остались даже газеты и вырезки — обращения Президента, например.

— Эти фотографии где-то хранятся, вы их публиковали?

— В социальной сети «Одноклассники», потом перешел на Facebook. Сначала просто для себя, а потом начали писать люди — интересовались, спрашивали. Один раз даже заплатили — за проект рубрики «Было — стало». Приятно, но это не главное, я же не ради денег фотографирую.

— Тем не менее вы участвовали в фотоконкурсах. Были успехи?

— Да, Дворец «Жастар» проводил конкурс среди любителей. Один раз занял третье место. Фотография называлась «Утро. Минус 40». Было 40 градусов мороза, все в инее и тумане. Я спрятал фотоаппарат под куртку, вышел на набережную, щелкнул — и получился кадр. Название простое, но говорят, в точку.

— Где еще можно увидеть ваши работы?

— Иногда вывешиваю снимки на выставках в городе, например, на праздники День города или Наурыз. Развешиваю и просто наблюдаю, как люди реагируют. Иногда стою рядом, иногда хожу, но всегда интересно, что скажут.

— Вы очень много ходите пешком. Это хобби или желание поддержать здоровье?

— Это интерес, хотя жена говорит: «Ты не умеешь гулять». Потому что у меня всегда есть цель, я не просто хожу, а иду куда-то: найти объект, двор, ракурс. Гулять без цели не умею.

— Есть любимые маршруты?

— Да, например, от нового вокзала вдоль набережной вниз по течению. Отличный маршрут даже для велосипеда. Или вдоль ЛРТ: я три недели потратил, чтобы все снять. Каждую субботу проходил участок от вокзала до Кабанбай батыра, потом до кольца, потом до аэропорта.

— Предпочитаете старый город или новый?

— Старый, там уютнее.

— Что вы замечаете во время прогулок, чего не видят другие?

— Люди за рулем почти не смотрят по сторонам. Даже стоя в пробке, они не видят, что рядом. А я хожу через дворы, заброшенные переулки, между домами, и там можно найти уникальные детали, уличное искусство, старые постройки. Город открывается по-другому.

— Используете карты, навигацию?

— Нет, я не теряюсь. Город квадратный: всегда можно найти куда вернуться.

— Видите ли вы изменения в городе? Что радует?

— Стали, наконец, думать об общественных пространствах. Скверы, парки, даже небольшие, но нужны. Раньше все уплотняли, сужали. Сейчас начали возвращаться к нормальным стандартам — для людей, не только для машин.

— Что бы вы хотели видеть в нашей городской газете?

— Человека, простого, обычного жителя города, его историю: кто он, чем живет, почему сюда приехал, как устроился. Душевные, настоящие интервью хотя бы раз в месяц. Это было бы интересно читать. У каждого своя история.

Алина ИМАМБАЕВА

Фото из архива Бориса Оленева

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button