Железная дорога: договор на перспективу

В Астане на заводе Wabtec состоялся пресс-тур для журналистов, в ходе которого были представлены новые локомотивы и планы по долгосрочному сотрудничеству между АО «НК «Қазақстан темір жолы» и компанией Wabtec (США).
Участники посетили производственные цеха и воочию убедились, что Казахстан уверенно осваивает самые передовые технологии железнодорожного машиностроения.
Заместитель генерального директора ТОО «КТЖ — Грузовые перевозки» Асан УМБЕТОВ подчеркнул, что речь идет не о разовой сделке, а о стратегическом партнерстве, которое обеспечит страну современным подвижным составом и гарантированным сервисом на десятилетия вперед. 4,2 млрд долларов — это общая сумма трех контрактов, которая включает:
— закупку 300 локомотивов в 2027-2036 годах (по 30 единиц ежегодно);
— продление сервисного договора на 405 локомотивов до 2058 года (закупленных ранее);
— полное сервисное обслуживание приобретаемых локомотивов сроком на 18 лет (до 2054 года);
— поставку пяти комплектов цифровой системы KinetiX для учета, контроля и диагностики подвижного состава;
— капитальный ремонт тормозных цилиндров и компрессоров для 505 локомотивов в течение трех лет;
— строительство социальных объектов для работников сервисных центров в отдаленных регионах.
Финансирование проекта будет осуществляться за счет собственных и заемных средств компании. При этом расходы на сервис полностью покрываются из собственных доходов «КТЖ» — без привлечения кредитов.
Казахстан становится ключевым транспортно-логистическим хабом Евразии: через страну проходят важнейшие маршруты между Китаем, странами Центральной Азии, Россией и Европой. За последние годы объемы перевозок выросли в несколько раз. Для того чтобы сохранить конкурентоспособность, нужен современный и надежный локомотивный парк.
Существующие тепловозы, выпущенные еще в 70-80-х годах, постепенно вырабатывают свой ресурс и требуют замены. Новые локомотивы серии ТЭ33АТ обладают очевидными преимуществами: снижение расхода топлива, улучшенные тяговые характеристики, высокий уровень надежности (до 95% готовности парка). Кроме того, в локомотивах создан повышенный комфорт для обслуживающих бригад: кондиционер, холодильник, микроволновая печь, биотуалет. Устойчивые эксплуатационные характеристики обеспечены даже в сложных погодных условиях благодаря системе обдува рельсов и увеличенной нагрузке на ось.
Также договор предусматривает строительство социальных объектов для работников в отдаленных регионах, где расположены сервисные центры. Казахстан становится центром технической экспертизы и сервисного обслуживания локомотивов не только для страны, но и для всей Центральной Азии.
Wabtec — компания с более 100-летней историей — работает в Казахстане свыше 27 лет. В 2009 году в Астане был запущен «Локомотив құрастыру зауыты», где уровень локализации производства достигает 40%. Здесь трудятся казахстанские специалисты, развивается собственная инженерная школа. В 2024 году на базе завода открыт инженерный центр для всего СНГ. Сегодня в стране функционируют семь сервисных центров Wabtec, обеспечивающих рабочие места и поддержку отечественной экономики.
Особая гордость — образовательные проекты. Завод сотрудничает с программой «Болашак», направляя студентов на обучение и практику в США. Все расходы по перелету и проживанию берет на себя Wabtec, что позволяет готовить новое поколение инженеров и технологов мирового уровня.
С момента основания ЛКЗ произведено 675 локомотивов для «КТЖ», в том числе 42 отправлены на экспорт в страны СНГ и ближнего зарубежья. Новые контракты открывают путь к дальнейшему развитию отрасли, повышению конкурентоспособности национальной экономики и укреплению позиций Казахстана как ключевого транспортного узла Евразии.
Модернизация локомотивного парка позволит бесперебойно обслуживать увеличивающийся грузопоток и, в свою очередь, обеспечит мультипликативный эффект для всей экономики, так как повлечет за собой развитие смежных отраслей, таких как развитие сервисных отраслей, складирования, сервисные отрасли. Это значит, казахстанцы получат новые рабочие места, а бюджет — дополнительные налоги.
Эта сделка — не только новые локомотивы. Это инвестиция в будущее, новые технологии, рабочие места и уверенность в том, что Казахстан выбирает курс на развитие и лидерство.
Райхан РАХМЕТОВА
Фото Александра ЖАБЧУКА