Тезисы Послания: есть мнение

Президентские инициативы нацелены на укрепление доверия общества к институтам власти и повышение прозрачности процессов. Эти шаги формируют основу для построения справедливого общества, где каждый гражданин чувствует защищенность и уверенность в будущем, отметила, выступая на встрече со студентами вуза, директор Института конституционных и политических исследований Maqsut Narikbayev University Алия ОРАЗБАЕВА.
Послание Президента, с которым страна ознакомилась 8 сентября, задает не просто стратегический курс, а фиксирует глубокие изменения в конституционном и правовом поле, отметила спикер.
Первый ключевой акцент — новый формат Парламента. Президент поставил задачу обсудить возможность перехода к однопалатному Парламенту.
Какие преимущества мы ожидаем от данной инициативы?
Сейчас функции по принятию законов распределены между двумя палатами, Мажилисом и Сенатом. Это создает определенный «буфер»: гражданам и экспертам сложно сразу понять, где именно возникла задержка по принятию проекта или кто несет ответственность за конкретное решение.
В однопалатной модели такого «двухуровневого фильтра» не будет. Все законопроекты обсуждаются и принимаются в одной палате, и процесс становится более понятным для общества.
Гражданам и СМИ будет проще отслеживать ход закона, начиная от внесения до голосования, без дублирования между палатами.
В однопалатной системе вся полнота ответственности ложится на депутатский корпус, именно они принимают решения и отвечают за качество законов.
С точки зрения конституционного права, это усиливает прямую политическую ответственность Парламента перед народом.
Но есть и риски: утрата сдержек и противовесов, рост нагрузки на депутатов, возможность доминирования одних партий над другими в силу их численности. Поэтому реформа будет сопровождаться механизмами защиты политического плюрализма.
Кратко приведу несколько примеров из международной практики. Например, Швеция в 1970-х годах перешла от двухпалатного парламента к однопалатному Риксдагу. Главным посылом такого политического решения было ускорение законодательного процесса и устранение дублирования функций.
Датский парламент (Фолькетинг) — один из старейших однопалатных органов в Европе. Его устойчивость обеспечивает консенсусная политическая культура, когда политические партии, даже находясь в меньшинстве, участвуют в выработке решений через комитеты и коалиции.
Рийгикогу — эстонский парламент работает в однопалатной системе с момента независимости. Важным элементом баланса служит электронное управление: все законы публикуются онлайн, и граждане могут отслеживать их прохождение в реальном времени.
Второй ключевой акцент — финансовая самостоятельность регионов.
Президент заявил: «Принцип «деньги идут за гражданами» должен стать реальностью».
С правовой точки зрения это означает укрепление бюджетной децентрализации и перераспределение полномочий в пользу местных представительных и исполнительных органов. Управление средствами перестает быть исключительно функцией центра и закрепляется как обязанность местных органов в пределах их компетенции.
Правовое значение инициативы заключается в усилении принципа бюджетной самостоятельности акиматов, закрепленного в Бюджетном кодексе.
Третий ключевой акцент — Земельный кодекс и цифровой кадастр.
Президент подчеркнул: «Земельные ресурсы должны распределяться открыто. Все конкурсы будут проводиться в электронном формате».
Правовая ценность такой инициативы — в прямом закреплении принципа гласности и равного доступа в земельных отношениях. Автоматизация процедур через цифровой кадастр исключает произвольное усмотрение должностных лиц и минимизирует коррупционные риски.
Четвертый ключевой акцент. Президент сказал: «Новый Налоговый кодекс должен быть простым и понятным. Он не должен мешать бизнесу».
Для правовой системы это особенно важно, так как речь идет о реализации конституционного принципа равенства всех перед законом и укреплении правовой определенности. Упрощение налоговых норм позволит снизить административное давление на предпринимателей, сделать обязательства предсказуемыми и прозрачными.
Пятый ключевой акцент. Президент заявил: «Прочную законодательную базу для устойчивого, прозрачного и безопасного развития отрасли должен заложить новый Строительный кодекс».
Это значит, что новый Строительный кодекс введет цифровое проектирование. Будет создана система прозрачного надзора за строительством.
Почему это важно для страны и общества?! Во-первых, качество строительства повысится, сократятся сроки. Все процессы будут контролируемы на каждом этапе.
Шестой ключевой акцент. В части банковского законодательства и цифровых активов Президент отметил: «Мы создадим Государственный фонд цифровых активов и масштабируем цифровой тенге».
Что это значит? Закон «О банках и банковской деятельности» изменят для поддержки кредитования реального сектора. Будет принят закон о цифровых активах и цифровом тенге.
Приведу яркий пример. Китай стал одной из первых стран, где введена собственная цифровая валюта — цифровой юань. Его пилотные проекты начались с конца 2019 года, уже на протяжении пяти лет он используется в десятках крупных городов.
Цифровой юань применяется для социальных выплат, транспортных услуг, торговли, оплаты коммунальных счетов. Особенно активно цифровой юань внедряется в госпрограммы поддержки малоимущих: деньги поступают адресно и не могут быть использованы не по назначению.
Таким образом, в Китае сокращены расходы на администрирование социальных выплат. Уменьшены риски коррупции и утечек бюджетных средств.
Поэтому если Казахстан масштабирует цифровой тенге, как указал Президент, и создаст Государственный фонд цифровых активов, то у государства появится инструмент для целевого расходования бюджетных средств (например, стипендии, пособия, льготы), повысится прозрачность и доверие граждан к госпрограммам, и, что немаловажно, это привлечет инвестиции в цифровую экономику.
Седьмой ключевой правовой акцент. Сингапур часто приводят как пример страны, где удалось практически искоренить бытовую и административную коррупцию.
В 1952 году в Сингапуре была создана Комиссия (Бюро) по расследованию коррупции, независимая от министерств и правительства. Она подчиняется напрямую премьер-министру и парламенту.
Законодательство Сингапура построено на принципе нулевой терпимости, любое коррупционное правонарушение наказывается строго, независимо от должности и статуса лица. Как результат — Сингапур стабильно занимает топовые позиции в мировых рейтингах по уровню доверия к государственным органам.
Наш Президент в Послании обозначил принцип «Закон и порядок — незыблемая опора нашей государственности». Введение электронных закупок, персональной ответственности руководителей и прозрачных процедур прямо соответствует сингапурскому подходу.
И заключительный выделенный мною тезис — цифровизация и искусственный интеллект. Президент подчеркнул: новые технологии должны работать на благо общества.
Преимуществ достаточно много: это и ускорение госуслуг, когда использование ИИ позволит быстрее обрабатывать документы и заявки, машинные алгоритмы исключат человеческий фактор.
ИИ поможет прогнозировать социальные и экономические процессы на местах. И, конечно же, современные технологии делают страну привлекательной для бизнеса.
Приведу несколько примеров из международной практики.
Эстония. Здесь госуслуги оцифрованы почти полностью: сделки с землей, налоги, медицина, образование, даже выборы проходят онлайн.
Южная Корея. Принят закон о развитии национального ИИ, который вступит в силу в январе 2026 года. Активно создаются умные города, транспорт и коммунальные услуги управляются алгоритмами.
Возможно, мы на первых этапах столкнемся с определенными трудностями. Это правовые пробелы: законодательство по ИИ только формируется, могут быть неясности в регулировании.
Защита данных: чем больше цифровизации, тем выше риск утечки персональной информации.
Кадровый вызов: не все регионы готовы использовать ИИ из-за нехватки специалистов.
Однако наш курс на цифровизацию и регулирование искусственного интеллекта соответствует лучшим мировым практикам.
Подытожу свое выступление. Послание Президента — это Дорожная карта реформ, которые меняют Конституцию, бюджетные и налоговые нормы, земельные отношения, вводят новые цифровые стандарты.
Но важно понимать, что реформа — это не одноразовый акт, а постоянный процесс. Новые законы будут разрабатываться по мере появления реального общественного запроса. Их успех зависит от того, насколько ответственно будут действовать государство, общество и новые поколения специалистов. Наши студенты сегодня — это специалисты завтра, кто будет реализовывать реформы в будущем.