Креативная индустрия

Проект ÓzgeEpic стал ответом на запрос общества на искренние и живые инициативы. Его основатели – профессионалы из сферы медиа и культуры – создали культурный хаб, который переосмысливает подход к творчеству и способен дать импульс экономике столицы, привлекая молодежь, туристов и креативные индустрии.
О становлении и перспективах развития центра в беседе с нашим корреспондентом рассказывает идейный вдохновитель и один из создателей Тогжан КУРМАНЖАНОВА.
– Тогжан, с чего все начиналось?
– Идея появления арт-площадки формировалась постепенно. С детства мы росли в творческой атмосфере, где искусство было нашей естественной средой обитания. Многолетний опыт работы в различных креативных пространствах, участие в сотнях культурных проектов, сотрудничество с художниками, режиссерами, музыкантами и мастерами народного творчества заложили прочную основу для понимания креативного менеджмента. В какой-то момент мы осознали: накопленному опыту необходимо придать единую форму и направление.
Так родилась мечта создать живую арт-экосистему, объединяющую различные формы искусства, культуры и образования. Мы представляли пространство, которое станет домом для творческих людей любого уровня – как для новичков, так и для профессионалов. Место, где можно учиться, создавать, совершать ошибки и начинать заново.
Все началось с подвала в самом прямом смысле этого слова. В жилом комплексе мы нашли подземное помещение площадью 200 квадратных метров с голыми бетонными стенами. Не дожидаясь чудес, взялись за дело сами: строили, красили, убирали. Совмещали роли рабочих, администраторов, менеджеров и кураторов. Именно в этом подвале началась история ÓzgeEpic.
– Откуда такое название, что означает ÓzgeEpic?
– В названии мы стремились отразить главную идею – перемены. В первую очередь перемены в собственной жизни. Годы работы в различных творческих сферах – на телевидении, в государственных и независимых структурах, культурных организациях привели нас к идее выйти за границы привычного и создать что-то свое, живое и подлинное.
Одновременно наблюдали, как в обществе созревает запрос на новые форматы. Люди ждут инициатив, которые рождаются естественным образом – из любопытства, искренности, боли и вдохновения.
Так появилось название. Ózge по-казахски означает «другой», «өзгеше» передает идею непохожести, особенности. Epic – английское слово, которое добавляет масштабности и драматургии, отсылает к чему-то великому и значимому, к истории с борьбой, путем и героями. Вместе эти слова формируют концепцию «иначе, но значимо».
– Чем ваш хаб отличается от других культурных пространств в столице?
– Главное отличие – в нашем подходе. Мы с самого начала закладывали в «генетический код» хаба два ключевых принципа – иммерсивность и инклюзивность. Нам было важно, чтобы человек, переступая порог, буквально оказывался внутри него, чувствовал его дыхание, энергию, живую ткань процесса.
Мы не разделяем людей на творцов и зрителей. У нас нет барьеров между сценой и залом. Мы создаем пространство, где каждый – участник. Поэтому рядом с художниками у нас работают ремесленники, педагоги, активисты, подростки, пожилые люди. Мы не создаем элитный клуб по интересам, мы создаем живое сообщество, которое вместе исследует, что такое творчество.
– Какова основная миссия проекта?
– Наша миссия – создавать пространство, где творчество становится способом глубокого вовлечения, исследования и соединения людей. Мы стремимся стереть границы между участником и наблюдателем, между сценой и залом. Хотим, чтобы человек буквально погружался в искусство, становился частью происходящего.
Не менее важна для нас инклюзивность. Мы принципиально создаем условия, в которых участвовать в творческом процессе может каждый независимо от физических, ментальных, социальных или культурных особенностей. Мы работаем с детьми и взрослыми, представителями разных этносов и профессий, людьми с инвалидностью. У нас все имеют голос, право быть и творить.
В рамках реализации миссии инклюзивности нами организованы десятки театральных спектаклей, выставок, концертов, показов и образовательных программ. Совместно с Экспертным клубом Сената Парламента Республики Казахстан был представлен спектакль «Құштар», освещающий проблематику расстройств аутистического спектра. Особого внимания заслуживает фотовыставка «Көрінбейтін әлем», созданная специально для слабовидящих граждан, – экспонаты сопровождались концептуальными описаниями, выполненными шрифтом Брайля.
Наши образовательные программы также демонстрируют успешную интеграцию представителей инклюзивного сообщества. Яркий пример – Хатимолла МУРАТОВ, участник с ограниченными физическими возможностями, который освоил актерское мастерство и произвел настоящий фурор на выпускном спектакле курса, получив приглашения от местных и республиканских театров. Такие истории подтверждают нашу убежденность в том, что творческий потенциал не знает границ.
Еще один ключевой аспект миссии – синтез креатива с исследованием и технологиями. Мы открыты всем цифровым новшествам – от big data и цифровых архивов до нейросетей и мультимедийных инсталляций и рассматриваем искусство не только как акт вдохновения, но и как интеллектуальную практику.
Верим, что современное творчество должно быть доступным, живым и умным. И именно это стараемся воплотить.
– Какие направления креативной индустрии вы развиваете в первую очередь?
– Как создателей креативного пространства, нас интересует синтез между академическим искусством и поп-культурой, ремеслом и цифровыми медиа, исследованием и творческой практикой.
Именно поэтому в нашем пространстве сочетаются разные направления: от театрального искусства и музыкального продакшна до анимационных студий и подкаст-платформ, от народного ремесленничества и этнодизайна до видеопродакшна и цифрового сторителлинга, от библиотеки и исследовательского центра до коворкинга, фотостудии и выставочных залов.
При создании креативных пространств в разных регионах считаем принципиально важным опираться на культурные и социальные особенности каждого конкретного места. С учетом этого подхода и на основе предварительных исследований открыли хабы в четырех городах Казахстана – Алматы, Астане, Туркестане и Уральске. В настоящее время ведутся переговоры о запуске новых креативных площадок в других регионах.
– Как этномузей и мастерская помогают сохранить и передать культуру?
– Этнографический музей и ремесленная мастерская являются ключевыми инструменты формирования культурной идентичности. Этномузей позволяет человеку осознать свое место в истории, почувствовать живую связь с традициями предков. А ремесленная мастерская, по моему мнению, служит пространством действия. Здесь знания передаются через руки, прикосновение к материалам творчества.
Мы верим, что осознанное прикосновение к собственному культурному коду укрепляет личную и коллективную идентичность, особенно в мире, где все быстро меняется. Именно поэтому встроили этномузей и мастерскую в нашу экосистему как точки притяжения и осмысления.
– Какие события уже прошли или запланированы в ближайшее время?
– С момента открытия наш хаб реализовал более 3000 культурных проектов. В их числе 42 выставки, 27 социальных проектов, а также запуск свыше 40 музыкальных коллективов, которые выросли именно в нашем креативном пространстве. Сегодня в экосистеме ÓzgeEpic работает более 60 активных проектов на постоянной основе.
Особое место занимает проект Jangyryq, в рамках которого были представлены музыкальные коллективы и сольные артисты, прошедшие становление в стенах нашего хаба. Эти цифры отражают не просто количественные показатели, а формирование устойчивой творческой экосистемы, где каждый проект способствует развитию креативной индустрии в целом.
Среди них 10 независимых театров, анимационные студии и творческие объединения, функционирующие в составе хаба под нашим кураторством и управлением.
– Можно ли здесь реализовать собственный творческий проект? Есть ли поддержка авторам?
– Безусловно, мы создавали ÓzgeEpic как платформу для воплощения идей. Авторы могут обратиться к нам с собственными инициативами. Мы предоставляем не только пространство, но и менторскую, продюсерскую, техническую и коммуникационную поддержку.
В зависимости от масштаба проекта подключаем резидентские программы, партнерские ресурсы или включаем инициативу в наши основные направления. Цель состоит в том, чтобы создать вокруг автора профессиональную экосистему поддержки.
– Как молодежь может стать частью хаба, есть ли программы стажировок, волонтерства, менторства?
– У нас действует комплексная система поддержки молодежи. Мы запускаем программы стажировок для студентов и начинающих специалистов в области медиа, режиссуры, менеджмента, дизайна и других творческих направлений. Работает волонтерская программа, участники которой помогают в организации событий, кураторстве, технической поддержке и коммуникациях.
В рамках данного направления организована учебная программа для 704 студентов Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Ясави. Также при поддержке Фонда «Самрук-Казына Траст» была реализована подготовка 200 креативных специалистов для Западно-Казахстанской области: театральные и звукорежиссеры, режиссеры-аниматоры, мультипликаторы, издатели, сценаристы, художники по свету, графические дизайнеры, художники по костюмам и другие. Образовательная программа рассчитана на молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Особенностью нашего подхода является непрерывное сопровождение выпускников на пути к профессиональному становлению.
Многие участники образовательных программ уже сегодня заключают с нами резидентские договоры и начинают полноценную творческую деятельность. Мы продолжаем оказывать поддержку в виде менторского наставничества, продвижения в социальных сетях и консультационного сопровождения, обеспечивая плавный переход от обучения к самостоятельной профессиональной практике.
– Как планируете вовлекать локальных ремесленников, художников и музыкантов?
– Локальный контекст имеет для нас ключевое значение. Устойчивое развитие невозможно без включения местных голосов и практик. При запуске региональных площадок мы начинаем с картирования культурной среды – изучаем действующих участников, текущие процессы, проблемные точки и потенциал для развития.
Главная особенность нашей работы состоит в развитии арт-пространств с применением инфраструктурного подхода. Основу творческого коллектива формируют деятели искусства, прошедшие подготовку в нашем инкубаторе специалистов.
Креативные пространства в регионах функционируют по принципу подготовки местных творческих кадров: мы обучаем талантливых людей из конкретного региона и развиваем их как профессиональных специалистов.
– Какие меры предпринимаете, чтобы хаб стал местом притяжения не только для креаторов, но и широкой публики?
– Наша задача заключается в том, чтобы открыться городу и людям, а не замыкаться внутри арт-сообщества. Развиваем публичные форматы: выставки, концерты, спектакли, лекции, кинопоказы, дискуссии. Часть событий проводим на улицах, во дворах, школах, библиотеках, выходя за пределы стен хаба.
Действуют семейные дни, инклюзивные программы, арт-терапевтические практики, привлекающие людей разных возрастов и интересов. Стремимся, чтобы каждый человек, независимо от уровня подготовки, нашел здесь что-то близкое и ценное.
– Какова роль государства в запуске и поддержке таких инициатив?
– Государство играет важную роль, особенно в инфраструктурной и институциональной поддержке. С начала работы взаимодействуем с государственными структурами – культурными ведомствами, центрами молодежной политики, Сенатом Парламента РК. В ряде случаев получали поддержку для запуска площадок и реализации социальных проектов.
Однако наша философия строится на партнерстве, а не на подчинении. Ценим возможность самостоятельно формировать повестку, действовать гибко и открыто. Стараемся сохранять баланс между независимостью и сотрудничеством.
– Что посоветуете молодым людям, желающим развиваться в креативной экономике?
– Во-первых, не ждать разрешения: креативная экономика представляет собой пространство, где инициатива важнее должностей. Во-вторых, искать сообщество: творчество включает в себя не только самовыражение, но и сотрудничество, синергию, обмен опытом. В-третьих, смело совмещать искусство с технологиями, исследованиями, менеджментом: современный творец является одновременно художником, стратегом и коммуникатором.
И, конечно, приходите в ÓzgeEpic. Мы создали это пространство именно для поддержки вашего пути.
Куралай МУРАТОВА
Фото предоставлены хабом