Движение по транспортному кольцу

Огромную роль в экономике города играет транспортная система. Согласно измененному Генеральному плану столицы до 2035 года, развитие транспортно-дорожной инфраструктуры будет продолжено по радиально-кольцевой схеме с прямоугольной уличной сетью в центральной части города. Подробнее о том, в каком направлении будет расширяться улично-дорожная сеть, рассказали участникам общественных слушаний в НИПИ «Астанагенплан».
Реализация мероприятий и проектов программы требует значительных инвестиций в развитие и строительство объектов транспортной инфраструктуры как за счет бюджетных средств, так и внебюджетных источников. Под инвестициями понимаются капитальные вложения в транспортную инфраструктуру и подвижной состав, в том числе на реконструкцию.
Основными задачами измененного Генерального плана стало развитие магистрального движения, общественного транспорта и создание комфортных транспортно-пересадочных узлов. Все это учтено в Комплексной программе по развитию транспортной системы столицы. Радиально-кольцевая схема предполагает развитие от центрального ядра, где уже сложилась плотная застройка, радиальные и кольцевые дороги, обеспечивающие удобный доступ и связь между различными частями города. Схема представляет собой 8 радиальных улиц с выходом на магистральные направления республиканского и международного значения, 3 кольцевые магистральные объездные дороги. Согласно Генеральному плану, Астана будет расти в четырех направлениях, при этом границы и каркас города останутся прежними: в сторону Карагандинской трассы, пр. Мәңгілік Ел, западнее проспекта Туран, а также южнее жилого массива Тельмана.
– К 2035 году общая протяженность улично-дорожной сети составит 28 тысяч км. К 2030 году планируется завершить строительство второй кольцевой дороги, общая протяженность которой будет 33 км, а к 2035-му – третью кольцевую дорогу протяженностью 57,7 км. Ожидается, что к этому периоду суточный объем перевозок увеличится в 2,5 раза. Для того чтобы город был более удобным для передвижения, решено оптимизировать транспортную нагрузку. Развивается и система общественного транспорта: планируется запуск 231 километра скоростных маршрутов, увеличение вместимости подвижного состава до 265 тысяч мест и рост доли пассажиров, выбирающих общественный транспорт, до 80 процентов, – отметил заместитель генерального директора НИПИ «Астанагенплан» Марат САДУОВ.
Для развития более комфортного общественного транспорта в столице завершается строительство первой ветки ЛРТ. Спикер заверил, что в начале следующего года все жители и гости столицы смогут воспользоваться этим комфортным средством передвижения. Более того, по его словам, в городе планируется дальнейшее развитие этого вида транспорта.
– Сегодня автобусами пользуются только 40% населения и, к сожалению, удовлетворенность ими крайне низкая. Планируется увеличивать количество общественного транспорта для более широкого охвата населения – не менее 80%. Для этого развиваем транспортный каркас – в 10-минутной шаговой доступности, чтобы движение стало безостановочным, при этом автобусы не уступали в скорости и комфорте личным авто. К 2035 году планируем завершить все 25 транспортных коридоров. Этапы реализации с 2025 по 2027 год – 102 км, до 2035-го – 231 км. Для более удобной пересадки пассажиров запланированы пересадочные узлы. Они будут включать в себя популярные направления с размещением мультимодальных комплексов (терминалов и других перевалочных объектов), в том числе они будут связаны с ЛРТ. Это даст возможность комфортной пересадки пассажиров, – уточнил спикер.
Предлагается сделать пересадочные узлы для внешних потоков на таких участках, как ж.-д. вокзалы «Астана-1», «Нұрлы жол», Международный аэропорт, Деловой центр-1 (ЖМ Коктал), Деловой центр-2 (ЖМ Лесозавод), Деловой центр-3 (шоссе Алаш), Деловой центр-4 (Карагандинская трасса), Деловой центр-5 (Центральная мечеть).
В «Астанагенплане» отмечают, что для эффективной работы данных коридоров необходимы такие ключевые условия, как обеспечение непрерывности выделенных полос. Остановки должны быть приближены к перекресткам для большей доступности и сокращения длины пересадок, длина остановок должна быть увеличена для одновременного приема до четырех автобусов, правоповоротные съезды лучше оттянуть от перекрестков во избежание их блокирования, через правоповоротные съезды должны быть реализованы приподнятые переходы, вдоль улицы реализуются непрерывные тротуары и велоинфраструктура.
Кроме того, в столице необходимы альтернативные виды транспорта, например, велосипеды, которые сегодня становятся очень популярным средством передвижения.
– В измененном генплане предусмотрена велоинфраструктура. Первые дорожки построены таким образом, чтобы было комфортно передвигаться только внутри районов и кварталов. В дальнейшем отдельные линии будут пересмотрены, велосипедные дорожки должны стать беспрерывными и будут проектироваться и развиваться в единой транспортной логистике. Более того, необходимо разработать популярные туристские веломаршруты и повышать осведомленность населения о развитии экологичного вида транспорта, – подчеркнул Марат Садуов.
Для внедрения этих задач, по предварительным данным, может потребоваться до 1,5 триллиона тенге, из которых около 60% необходимо на реализацию второго этапа развития – 2026-2030 годы и более 30% – на третий этап – до 2035-го. Из предусмотренных средств около 60% будет распределено на строительство транспортных коридоров скоростного общественного транспорта, 20% – на увеличение и расширение подвижного состава общественного транспорта, 6% – на организацию отстойно-разворотных площадок автобусов и развитие интеллектуальной транспортной системы города, 10% – на организацию транспортно-пересадочных узлов и улучшение остановок, 7% – на развитие парковочного пространства, служб такси, микромобильности и прочих транспортных объектов.
Юлия ТЕН
Фото из архива Оналхана ОНЕРХАНА