Общество

Фотография на память

В Президентском центре открылась фотовыставка выдающегося фотожурналиста и краеведа Нурмухамата ИМАМОВА «Моя Астана: от прошлого к будущему». Экспозиция приурочена ко Дню столицы и 99-летию со дня рождения мастера.

Это не просто экспозиция, а трепетный диалог времени, рассказанный через объектив. От человека, посвятившего свою жизнь сохранению памяти о родном городе.

На стенах — почти 300 архивных снимков, бережно отобранных из семейного архива. Это визуальная хроника, охватывающая путь столицы от Целинограда до современной Астаны. На фотографиях — городские улицы и фасады, которые узнаются с трудом, торжественные митинги и детские забавы, старые магазины, молочные развозки и праздники, которые канули в историю.

Удивительно, но большинство этих снимков публикуются впервые. Их автор — не просто свидетель нескольких эпох. Нурмухамат Имамов (1926-2000) — участник Великой Отечественной войны, в послевоенные годы стал художником, затем радиомехаником, ретушером. К фотографии пришел не сразу — в зрелом возрасте он выбрал ее как способ запечатлеть важнейшие события Целинограда. С 1962 года трудился штатным корреспондентом в местных газетах и буквально не выпускал из рук камеру.

По словам сына фотохроникера Рината Имамова, снимал он на аппарат «Киев», а позднее — на немецкую «Практику». Все — пленочные камеры, требовавшие времени, терпения и мастерства. Проявлял он тоже сам — дома у него была лаборатория, где фотографии рождались в темноте и тишине, под красным светом. Пленки он закреплял и сушил вручную, снимки хранил в специальных черных пакетах из-под фотобумаги, плотно закрытых, чтобы не проникал воздух.

— Открываешь, а пленка как новая, будто только что проявлена. Каждая аккуратно подписана: номер, год, название. Иногда прямо на краю кадра иголкой выцарапывалось обозначение, чтобы не перепутать. Архив колоссален: более 500 папок, в каждой — по 10-15 фотографий, плюс рулоны и конверты, до сих пор не вскрытые. Все кадры черно-белые. Но каждый оживает, стоит только присмотреться, — рассказывает Ринат.

Он вручную оцифровывает кадры, аккуратно перебирая пленку за пленкой. Благодаря ему в выставку вошли не только общегородские сюжеты, но и личные моменты, от которых щемит сердце. Вот фото 1972 года: маленький Ринат ловит рыбу у озерца на территории современного микрорайона «Жастар». Или другой снимок: детский сад «Заря», круглосуточный, в который ходил пятилетний Ринат. На фотографии — он и его сестры. Там — все детство. Есть и особенно дорогой кадр — снимок родового гнезда семьи Имамовых, дома на проспекте Целинников (Респуб­лики), где прошло все детство.

— Особое место в экспозиции занимают фотографии, которые отец выставлял в декабре 1977 года во Дворце целинников. Эти подлинные отпечатки с помятыми краями и следами времени были найдены в архиве и бережно оформлены под стекло. Это не просто кадры, это дыхание эпохи, — говорит спикер.

На снимках — здания, которых уже давно нет, и те, что изменились до неузнаваемости. Есть кадры с заводских цехов, где запечатлен ритм трудовых будней, сцены с концертов звезд, выступавших на городских площадках, моменты праздников и шествий, школьных линеек и спортивных соревнований. Все, что когда-то было частью пов­седневной жизни, теперь стало частью летописи.

— На снимках — проспект Целинников (ныне — Республики), магазин «Радуга», а затем «Астана», таксопарк, площади, заводские корпуса, развозка молока в стеклянных бутылках, утренние очереди за сметаной. А еще — гонки на велосипедах в День защиты детей, когда каждый ребенок украшал свой велик и боролся за приз. Каждое фото — хроника, история, — говорит Ринат.

В витринах выставки представлены и личные вещи фотографа: удостоверение фотокорреспондента, фотоаппараты «Киев» и «Практика», нагрудные знаки, фрагмент конверта и пленки, в которых он хранил свои снимки. Эти экспонаты дополняют атмосферу подлинности. Особое впечатление производит фотография самого Нурмухамата Имамова с камерой в руках — он будто и сегодня готов поймать мгновение.

Люди на выставке узнают свои дома, улицы, а иногда и самих себя или своих родных. Кто-то находит на фото бабушку, кто-то — отца. Не раз приходилось передавать цифровые копии тем, у кого этих кадров не осталось в семейных альбомах. Визуальное наследие Имамова — это и семейная история сотен астанчан.

— Интерес к выставке огромен. Приходят не только старожилы, но и молодежь. Одни вспоминают, другие открывают. И те, и другие живо обсуждают, спрашивают, делятся своими историями. А многие продолжают поиски на сайте www.imamov.kz, где опубликована большая часть архива, и работа по его наполнению продолжается, — рассказывает Ринат.

Открытие выставки сопровождалось экскурсией и презентацией редкого архивного видео — интервью самого Нурмухамата Имамова, найденного в фондах телерадиокомплекса Президента. В этом ролике он рассказывает, как ездил по стройкам, искал истории, снимал каждый день. Всегда с фотоаппаратом — на работу, на прогулку, на рынок. Фотография стала не просто делом жизни — продолжением самого человека.

Выставка продлится до 10 августа. Но ясно уже сейчас: интерес к ней не угаснет. Ведь она дарит не просто визуальные воспоминания, она возвращает нас к себе. К тем, кто мы есть. К городу, который был и остается домом. К взгляду отца, остановившего мгновение ради того, чтобы оно осталось навечно.

Екатерина ТЫЩЕНКО

Фото Василия КРАСЬ

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button