Фотография на память

В Президентском центре открылась фотовыставка выдающегося фотожурналиста и краеведа Нурмухамата ИМАМОВА «Моя Астана: от прошлого к будущему». Экспозиция приурочена ко Дню столицы и 99-летию со дня рождения мастера.
Это не просто экспозиция, а трепетный диалог времени, рассказанный через объектив. От человека, посвятившего свою жизнь сохранению памяти о родном городе.
На стенах – почти 300 архивных снимков, бережно отобранных из семейного архива. Это визуальная хроника, охватывающая путь столицы от Целинограда до современной Астаны. На фотографиях – городские улицы и фасады, которые узнаются с трудом, торжественные митинги и детские забавы, старые магазины, молочные развозки и праздники, которые канули в историю.
Удивительно, но большинство этих снимков публикуются впервые. Их автор – не просто свидетель нескольких эпох. Нурмухамат Имамов (1926-2000) – участник Великой Отечественной войны, в послевоенные годы стал художником, затем радиомехаником, ретушером. К фотографии пришел не сразу – в зрелом возрасте он выбрал ее как способ запечатлеть важнейшие события Целинограда. С 1962 года трудился штатным корреспондентом в местных газетах и буквально не выпускал из рук камеру.
По словам сына фотохроникера Рината Имамова, снимал он на аппарат «Киев», а позднее – на немецкую «Практику». Все – пленочные камеры, требовавшие времени, терпения и мастерства. Проявлял он тоже сам – дома у него была лаборатория, где фотографии рождались в темноте и тишине, под красным светом. Пленки он закреплял и сушил вручную, снимки хранил в специальных черных пакетах из-под фотобумаги, плотно закрытых, чтобы не проникал воздух.
– Открываешь, а пленка как новая, будто только что проявлена. Каждая аккуратно подписана: номер, год, название. Иногда прямо на краю кадра иголкой выцарапывалось обозначение, чтобы не перепутать. Архив колоссален: более 500 папок, в каждой – по 10-15 фотографий, плюс рулоны и конверты, до сих пор не вскрытые. Все кадры черно-белые. Но каждый оживает, стоит только присмотреться, – рассказывает Ринат.
Он вручную оцифровывает кадры, аккуратно перебирая пленку за пленкой. Благодаря ему в выставку вошли не только общегородские сюжеты, но и личные моменты, от которых щемит сердце. Вот фото 1972 года: маленький Ринат ловит рыбу у озерца на территории современного микрорайона «Жастар». Или другой снимок: детский сад «Заря», круглосуточный, в который ходил пятилетний Ринат. На фотографии – он и его сестры. Там – все детство. Есть и особенно дорогой кадр – снимок родового гнезда семьи Имамовых, дома на проспекте Целинников (Республики), где прошло все детство.
– Особое место в экспозиции занимают фотографии, которые отец выставлял в декабре 1977 года во Дворце целинников. Эти подлинные отпечатки с помятыми краями и следами времени были найдены в архиве и бережно оформлены под стекло. Это не просто кадры, это дыхание эпохи, – говорит спикер.
На снимках – здания, которых уже давно нет, и те, что изменились до неузнаваемости. Есть кадры с заводских цехов, где запечатлен ритм трудовых будней, сцены с концертов звезд, выступавших на городских площадках, моменты праздников и шествий, школьных линеек и спортивных соревнований. Все, что когда-то было частью повседневной жизни, теперь стало частью летописи.
– На снимках – проспект Целинников (ныне – Республики), магазин «Радуга», а затем «Астана», таксопарк, площади, заводские корпуса, развозка молока в стеклянных бутылках, утренние очереди за сметаной. А еще – гонки на велосипедах в День защиты детей, когда каждый ребенок украшал свой велик и боролся за приз. Каждое фото – хроника, история, – говорит Ринат.
В витринах выставки представлены и личные вещи фотографа: удостоверение фотокорреспондента, фотоаппараты «Киев» и «Практика», нагрудные знаки, фрагмент конверта и пленки, в которых он хранил свои снимки. Эти экспонаты дополняют атмосферу подлинности. Особое впечатление производит фотография самого Нурмухамата Имамова с камерой в руках – он будто и сегодня готов поймать мгновение.
Люди на выставке узнают свои дома, улицы, а иногда и самих себя или своих родных. Кто-то находит на фото бабушку, кто-то – отца. Не раз приходилось передавать цифровые копии тем, у кого этих кадров не осталось в семейных альбомах. Визуальное наследие Имамова – это и семейная история сотен астанчан.
– Интерес к выставке огромен. Приходят не только старожилы, но и молодежь. Одни вспоминают, другие открывают. И те, и другие живо обсуждают, спрашивают, делятся своими историями. А многие продолжают поиски на сайте www.imamov.kz, где опубликована большая часть архива, и работа по его наполнению продолжается, – рассказывает Ринат.
Открытие выставки сопровождалось экскурсией и презентацией редкого архивного видео – интервью самого Нурмухамата Имамова, найденного в фондах телерадиокомплекса Президента. В этом ролике он рассказывает, как ездил по стройкам, искал истории, снимал каждый день. Всегда с фотоаппаратом – на работу, на прогулку, на рынок. Фотография стала не просто делом жизни – продолжением самого человека.
Выставка продлится до 10 августа. Но ясно уже сейчас: интерес к ней не угаснет. Ведь она дарит не просто визуальные воспоминания, она возвращает нас к себе. К тем, кто мы есть. К городу, который был и остается домом. К взгляду отца, остановившего мгновение ради того, чтобы оно осталось навечно.
Екатерина ТЫЩЕНКО
Фото Василия КРАСЬ