По земле Абая: путешествие в историю

Удивительное путешествие совершили журналисты «Elorda Aqparat». Поездка по местам, где жили и творили мастера слова – Абай, Шакарим, Ауэзов. Там даже в воздухе, кажется, растворены строки Абая и воспоминания о великих людях казахской земли. В поездку по священным местам, связанным с жизнью и наследием великого Абая, мы отправились из Семея, а сопровождали нас в этом туре заведующий домом-музеем М. Ауэзова в Бөрілі Шағжан ИСАБАЕВ и сотрудник акимата области Абай Азамат ҚАЖЫБАЙ.
Сырт Қасқабұлақ – место рождения Абая
В двух километрах западнее от трассы Семей – Карауыл находится родник Сырт Қасқабұлақ. Именно у этого источника родился великий Абай. Мы остановились у стелы в форме белого листа бумаги с изображением пера и строкой из его знаменитого стихотворения: «Туғанда дүние есігін ашады өлең». Площадка, где стоит стела, выполнена в форме домбры Абая.
Много лет это место было заброшено, но в 2019 году его полностью восстановили. Вдоль тропы к роднику по обеим сторонам установлены мраморные плиты. На каждой из них выгравированы «Слова назидания» на казахском, русском и английском языках. Посажены ели и чинары, территория благоустроена. Для удобства туристов установлены скамейки. Паломники и путешественники останавливаются здесь, читают молитвы и набирают целебную воду.
Мавзолей и музей Кунанбая в Акшокы
«Если бы не Кунанбай, был бы у казахов Абай?». Поэтому прежде чем отправиться в Жидебай, мы сначала посетили могилу отца Абая в Акшокы и отдали дань уважения его памяти. Местные жители хорошо знают и цитируют заветы, оставленные Кунанбаем, и охотно рассказывают передающиеся из поколения в поколение истории, отражающие величие этой личности.
В родовом захоронении семьи Кунанбая покоятся он сам, его дети, жена Нурганым, невестки и внуки. По словам абаеведа Шахжана Бекенулы, в 2020 году это место было обнесено оградой, а на могилах установлены памятники. Тогда же рядом с этим захоронением был построен первый в стране музей, посвященный жизни и деятельности Кунанбая.
Источник Күшікбая
Первая остановка – перевал Күшікбай, названный по имени отважного батыра, некогда жившего тут. Несмотря на тяжелую болезнь, он до последнего сражался с джунгарами и пал на этом самом холме. В честь героя холм назвали его именем и установили памятник.
У подножия холма бьет чистейший родник. Его тоже называют источником Күшікбая. Местные жители говорят, что вода эта обладает целебными свойствами, и сколько бы вы ни пили эту студеную воду, горло не заболит. Говорят, вода богата серебром и железом. Мы испили воды, загадали желания и прочли молитву в память о доблестном воине.
Мемориальный комплекс «Абай – Шакарим»
На вершине легендарной горы Жидебай возвышается уникальный архитектурный ансамбль – мемориальный комплекс «Абай – Шакарим». Центральная платформа длиной 200 метров, шириной 65 метров и высотой 5 метров объединяет в одно целое два захоронения – Абая и его племянника, поэта и философа Шакарима. Архитектура платформы разделена на три яруса, перекликаясь с казахскими представлениями о трех уровнях мироздания: верхнем, среднем и нижнем.
Мавзолеи выполнены в форме башен с купольным завершением. Они различаются по пластике фасадов и высоте: мавзолей Абая достигает 32,5 метра, мавзолей Шакарима – 31,5 метра. Стены украшают резные орнаменты и 99 священных имен Аллаха, высеченных на белом известняке. Внутренние полы выполнены из мраморной мозаики.
Четыре угловые башни завершают композицию. Эти сооружения предназначены для проведения сакральных обрядов – чтения молитв и ночного пребывания в уединении с просьбами к духам предков-аруахов о здоровье и благополучии.
Благодаря амфитеатру этот мемориал считается крупнейшим в мире по своим масштабам – подобных памятников такого размера на Земле нет.
Еңлік – Кебек
Дорога к памятнику Еңлік – Кебек шла через просторные холмистые степи. Монумент находится на возвышенности и хорошо виден с дороги. Легенда гласит: Кебек поехал на охоту, заблудился и забрел в аул, где встретил девушку чудной красоты по имени Еңлік. Молодые влюбились друг в друга. Но девушка была сосватана за старика из знатного рода Керей. Им нельзя было пожениться, старинные жестокие обычаи не позволили этого сделать. Молодые решились на побег, долго прятались в горах. Вопреки всему они стали мужем и женой, у них родился сын. Но род девушки не смог с этим согласиться – побег молодых приняли как предательство. Было решено наказать беглецов. Долго искали молодых и нашли их в горах среди скал. Казнили их жестоко – привязали к скакунам, которых пустили по степи. Их сына, которому было всего четыре месяца, оставили умирать в бесике. Впрочем, есть и другой вариант концовки этой печальной истории: сын влюбленных был спасен, выжил и вроде бы его внук приезжал в эти места. Но все это не подтверждено.
Монумент был установлен в 1960 году как символ настоящей любви. В 1976 году по просьбе жителей этого района мавзолей был покрыт белым мрамором. В строительстве использовались красный, бордовый и светло-серый гранит. Памятник представляет собой башню высотой 6 метров, с куполом, с четырех сторон установлены арки, украшенные восточным орнаментом. На фасаде памятника надпись: «Еңлік – Кебек».
Печальная история любви, произошедшая в XVIII веке, не могла оставить равнодушными поэтов. Известны два варианта эпоса «Еңлік – Кебек», дошедших до наших дней. Первый – произведение «Жолсыз жаза яки кез болған іс», написанное Шакаримом на тему, предложенную Абаем, изданное отдельной книгой в 1912 году в Семее, а второй – эпос «Еңлік – Кебек», написанный сыном Абая – Мағауия, он хранился в личной библиотеке Мухтара Ауэзова, был подготовлен к изданию в 1941 году Каюмом Мухамедхановым, но впервые был опубликован только в 1960-м. Мухтар Ауэзов написал одноименную трагедию, которая стала основой спектакля.
Бөрілі
Село Бөрілі – место, где родился и вырос классик казахской литературы Мухтар Ауэзов, в переводе с казахского языка означает «волчье логово». На повороте к музею с дороги Семей – Карауыл установлен знак-памятник в виде раскрытой книги. Эта местность описана Мухтаром Ауэзовым в рассказе «Серый Лютый». В 1987 году здесь открылся дом-музей Мухтара Ауэзова, у входа – мраморный бюст писателя работы скульптора Муратбека Жанболатова.
В литературно-мемориальном музее каждая деталь, каждый экспонат как будто говорит с тобой, возвращает в то время, когда здесь жил писатель. В комнатах воспроизведены детали жизни и быта посредством исторических предметов XIX-XX веков. Здесь представлены деревянная кровать, копия мужского головного убора – тымак кроя рода Тобыкты, жайнамаз – коврик для молитвы. В центре комнаты – круглый стол, на полу – сырмак. На столе – чаши для кумыса, кумган с подносом. На полках – книги на арабском языке, учебники, документы по истории страны. Среди уникальных экспонатов – костюм, который носил писатель, книга с его автографом, а также книга с надписью от поэта Олжаса Сулейменова. Территория музея – настоящий оазис посреди степи, она бережно благоустроена. Здесь тихо и даже в воздухе витает умиротворение.
Мухтар Ауэзов стал главным популяризатором наследия Абая. Он написал первую кандидатскую диссертацию на тему творчества Абая и положил начало абаеведению как научной дисциплине. Его эпопея «Путь Абая» – не просто роман о великом поэте, а масштабное художественно-философское исследование казахского общества XIX века. Благодаря его трудам образ Абая стал частью национального самосознания казахов, а сам Абай – символом казахской духовности.
Заповедник Жидебай
Его название связано с именем батыра Жидебая, который жил здесь задолго до Кунанбая и Өскенбая. Общая площадь заповедной зоны составляет 6400 квадратных метров. В нее входят 16 исторических объектов.
В Жидебае прошли последние 10 лет жизни Абая. Здесь он писал лирические стихи, «Слова назидания», осуществил переводы стихов русских поэтов. Дом из пяти комнат был построен по проекту самого Абая, он очень уютный и по-домашнему теплый. Это место силы, наполненное памятью о поэте, философе, учителе. Старые фотографии, рукописи, предметы быта – во всем этом живет история. Здесь он мечтал, писал свои бессмертные строки, размышлял о судьбе народа. Тишина, царящая в доме, словно призывает к раздумьям и уважению. Здесь каждый экспонат достоин отдельного рассказа. Мы увидели небольшой асадал – инкрустированный костью красивый шкафчик для посуды, вместительный буфет, в котором перевозили фарфоровую утварь во время кочевок. Инкрустированная костью изогнутой формы деревянная кровать первой жены Абая – Дильды. Как рассказала гид, в тридцатые годы, когда практически вся мебель рода Кунанбаевых исчезла неведомым образом, эту кровать сохранил и через много лет вернул в музей Нугман Утепбаев. По воспоминаниям, когда-то эту кровать украшали бриллианты, она была отделана золотом. Над кроватью – старинный ковер из черного бархата с красными аппликациями. Он принадлежал жене Абая – Дильде. Здесь представлены вещи, переданные родственниками и друзьями Абая. Среди них – книги на арабском, персидском, турецком, русском языках, фотодокументы тех лет, трехструнная домбра Абая, предметы быта. Костяной половник, из которого Абаю подавали пищу. Медный кувшин для умывания, инкрустированные серебром и золотом сундуки. Все это можно не только увидеть, но и ощутить дух эпохи, прикоснувшись к ним.
В каждой комнате висят резные лампы из тяжелого металла. Отдельная комната отведена под хозяйственные нужды. Она просторная, с левой стороны от входа размещена печь с куполообразным верхом.
Это была не просто поездка по историческим местам. Это было путешествие в историю народа, в его душу. Земля Абая учит добру, терпению, любви к своей культуре и уважению к другим. И хочется верить, что те чувства, с которыми мы возвратились домой, станут началом чего-то важного и светлого для каждого из нас.
Благодарим за помощь в организации поездки акимат области Абай.
Полосу подготовили Куралай Муратова, Василий КРАСЬ (фото)