Уроки казахского

«Она позвонила мне через полгода, я не сразу узнала ее голос. Женщина, которая с трудом произносила слова после инсульта, теперь спокойно разговаривала. Все это благодаря казахскому языку, который стал для нее не просто предметом, а дорогой к жизни», – рассказывает Сауле ШУДАБАЕВА. Почти 30 лет она помогает взрослым не просто выучить язык, а преодолеть страхи, восстановить веру в себя и даже вернуть утраченные силы.
– Сауле Муратовна, как вы пришли к преподаванию родного языка?
– Я в этом деле абсолютно не случайный человек. Мне очень повезло: я из династии педагогов. По обеим линиям – отцовской и материнской – у нас все педагоги. Я с детства знала, что хочу быть учителем. По специальности я преподаватель казахского языка и литературы в русской школе. В 1996 году окончила факультет казахской филологии университета имени Ахмета Байтурсынова в Костанае. Стаж 29 лет, из которых 26 работаю только со взрослой русскоязычной аудиторией. Основу методики, по которой работаю, заложила моя мама. Она педагог с сорокалетним опытом, преподавала французский, а затем казахский. У мамы два педагогических образования. С дипломом были знания, но методики было очень мало. Первые 5-6 лет мама мне помогала: я сидела на ее уроках и училась преподавать казахский как иностранный. Позже адаптировала эту методику для взрослой аудитории. Сейчас являюсь автором собственной методики обучения казахскому языку для взрослой русскоязычной аудитории.
– Почему вы решили преподавать бесплатно?
– Это помощь людям, у которых нет возможности оплатить обучение. Если я умею и знаю, почему бы не делиться? Бесплатные курсы также помогают моим бывшим ученикам повторить материал или закрепить.
Кроме того, я предприниматель. Сейчас рынок образовательных услуг сильно отличается от того, что был 15 лет назад. Чтобы человеку что-то продать, нужно дать попробовать. Бесплатный контент помогает мне продвигаться: с 2018 года я в соцсетях, не вложив ни тенге в рекламу.
– Какая ваша главная цель в обучении?
– Как бы пафосно это ни звучало, но скажу искренне: я, будучи преподавателем, казашкой, патриотом своей страны, хочу внести свой вклад в развитие и укрепление статуса государственного языка. Мысль о том, что мой труд полезен людям, дает силы даже в самые трудные времена.
– Какие методы обучения вы считаете наиболее эффективными?
– Я работаю с русскоязычной взрослой аудиторией. Самый эффективный способ – учить казахский как иностранный, даже если ты казах. Тогда человек погружается в процесс, уходит чувство вины и стыда. Взрослый учится через логику. Я показываю принципы построения фраз, логику подбора окончаний. Когда человек это понимает, он может тренироваться. Язык на 90% состоит из тренировки. Люди думают, что нужны особые склонности, дар. На самом деле язык – это технология. Нужно просто правильно и последовательно работать. Я объясняю, как работает память, мозг, как формируются нейронные связи. Когда человек это понимает, у него исчезает страх, остается только работа.
– Как вы находите подход к каждому ученику?
– Если человек не понял – это моя ответственность как учителя. Стараюсь встать на место ученика и предугадать его трудности. Настоящее обучение – это забота, а не назидание. Главный на уроке – ученик. Задача учителя – чтобы ему было комфортно и понятно.
– Расскажите о самых запоминающихся учениках или историях успеха.
– Историй много. Вот две, которые особенно запомнились.
Первая. Мужчина 55-56 лет, статусный, с юга Казахстана, русскоязычный казах. Он учил язык, чтобы быть бас құда, главным сватом на свадьбе. Мы с ним подготовили 4-5 тостов, тренировались по видеосвязи. Когда прошло торжество, он от волнения и радости не смог дождаться утра и сразу после своего тоста позвонил мне ночью: «Родственники сказали, что не знали, что я так хорошо говорю по-казахски. Спрашивали, зачем я притворялся». Он испытал огромную радость, преодолел страх и стал увереннее говорить. И теперь он свободно говорит по-казахски.
Вторая история. Женщина русская по национальности после инсульта. Из-за болезни она потеряла способность говорить внятно и членораздельно. Получалось какое-то мычание. Врач посоветовал учить иностранный язык для восстановления памяти и речи. Через полгода занятий она позвонила мне, и я услышала человека, который говорил медленно, но нормально. Она благодарила за понятные уроки, за комфорт. Врач отметил у нее хорошие подвижки. Это дорогого стоит. Меня вдохновляют такие истории, люди. Их благодарность, комментарии, успехи. Когда сложно, я вспоминаю их, читаю отзывы и снова нахожу силы.
– Какие у вас мечты, связанные с любимым делом?
– Это даже не мечта, а цель. Мы с братом создаем платформу, где человек сможет учить казахский язык с нуля и заговорить. Мы изучаем возможности искусственного интеллекта, чтобы платформа учитывала психологическую составляющую, давала работу с видео, аудио, текстами.
– Каким вы видите будущее казахского языка через 10-20 лет?
– Верю, что вопрос незнания казахского языка будет снят. Интерес к языку растет. Взрослое русскоязычное общество повернулось к изучению языка. Я вижу это по своим соцсетям, по аудитории – это взрослые казахстанцы.
– Что бы вы посоветовали тем, кто боится начать говорить?
– Сначала протестируйте себя: закройтесь в комнате, поставьте таймер на две минуты и говорите на казахском без остановки. Если можете – это страх, а не незнание. Тренируйтесь с незнакомцами в магазинах, на базарах. Там никто не будет вас оценивать. Если слов не хватает – значит, нужно идти на курсы. И выбирайте учителя с педагогическим образованием, с дипломом филолога и опытом работы со взрослыми не меньше 5 лет. Это важно.
Куралай МУРАТОВА
Самый лучший преподаватель! Очень чуткий и бережный. Отличный профессинал и просто прекрасная и обаятеььная женщина 💕