Культура

Музыка боли и надежды

На сцене Казахского национального музыкально-драматического театра имени Калибека Куанышбаева в Астане состоялась долгожданная премьера спектакля «Күй» –  постановки, которая уже в первые минуты завладела вниманием зрителей своей пронзительной честностью, философской глубиной и поэтической выразительностью.

Спектакль создан по одноименной повести народного писателя Казахстана, Героя Труда Абиша Кекилбаева – произведению, в котором каждое слово звучит как набат, как зов из глубины столетий. Постановка театра стала смелой, сильной интерпретацией текста, а живая музыка в исполнении народного ансамбля лишь усилила эмоциональный накал сцен.

С первых мгновений действие переносит зрителей в трагическую эпоху, в которой судьба народа и личная боль переплетаются в образе Жөнейіта – человека, несущего в себе молчаливую, но невыносимо громкую скорбь. Через его внутреннюю борьбу постановка говорит о тяжести утрат, о несправедливости истории, об умении сохранять человеческое достоинство, когда кажется, что все потеряно.

Постановка обладает такой силой воздействия, что, как и после прослушивания настоящего кюя, зритель долго не может вернуться в привычную реальность. Кюй вызывает тревожные чувства, пробуждает сознание и уводит мысли в разные стороны. Древний конфликт между туркменами и казахами, яростная борьба батыров, первое появление понятия «манкурт» в казахской литературе – все это подтверждает высокую художественную ценность произведения. Это постановка, требующая от читателя широты познаний и глубины восприятия.

–  Читая это произведение очень давно, я все размышлял: «Почему так случилось? Ведь это уже прошлое, все ушло». И вот теперь, когда я приближаюсь к семидесяти годам, чувствую, что только сейчас смог по-настоящему проникнуться миром Абиш-ага, достичь того состояния, в котором способен его понять. Приняв это решение, сейчас иду именно к этому. Возможно, некоторые смыслы раскрываются только с годами, когда накопленный жизненный опыт позволяет услышать не только текст, но и тишину между строк. Сегодня мы представляем это произведение народу. Это произведение не иносказательное, не завуалированное высказывание, а правда, сказанная открыто, прямо в лицо, как пощечина. Это –  зеркало, в которое должен заглянуть каждый. Высшее проявление человечности – это сострадание. Там, где нет сострадания, нет и человечности, говорится в народе. А значит, помнить, чувствовать, не проходить мимо чужой боли –  наша общая обязанность, – сказал режиссер постановки Нурлан ЖУМАНИЯЗОВ.

Но, пожалуй, самый пронзительный и трагичный образ постановки –  повелитель, оставшийся без наследников. Он потерял своих сыновей и вместе с ними –  часть самого себя. Не найдя слов, чтобы выразить свое горе, он погружается в тишину, где лишь музыка становится голосом его души. Күйші, закованный в железо, словно последний глашатай утраченной эпохи, играет, передавая через струны домбры не только боль отца, но и боль народа, потерявшего опору.

В этих звуках –  безысходность, в которой нет слов. Есть скорбь, есть надежда, есть вера, но нет ушей, готовых услышать. А может, нет уже сил слушать. И все же музыка находит путь. Она обволакивает зал, проходит сквозь сердца, останавливает дыхание. Она не требует перевода, она говорит с душой каждого.

Зал слушал в абсолютной тишине. После финального аккорда – долгая пауза, как обряд. А потом –  аплодисменты. Не сдержанные, не вежливые, а настоящие. Со слезами в глазах, с комом в горле, с благодарностью за то, что театр сегодня стал зеркалом чувств и памяти.

Премьера «Күй» стала не просто очередным театральным событием –  это был катарсис. Это был вечер, когда национальная драма снова доказала: казахский театр жив, он чувствует, он говорит с народом. А главное, он умеет слушать боль. И превращать ее в искусство.

Шынар ХАМИТОВА

Фото предоставлено пресс-службой театра

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button